Архитектура обычно рассматривается как нейтральная, художественная и функциональная профессия, лишь стремление соорудить жильё, места работы и отдыха. Но незаметно для нас политическая власть городов напрямую контролирует ткань человеческой жизни, то, как мы двигаемся в повседневной жизни, и как мы мобилизуемся в периоды политических протестов.
Патрик Шумахер подчеркивает политические следствия архитектуры в своей работе "Политика параметризма", говоря: "Архитектура всегда несёт в себе общественную повестку. Она устанавливает декорации для воспроизводства социальной жизни и направляет коммуникацию и взаимодействие тонкими, но мощными способами".
Тогда вопрос в том, может ли архитектура защищать права человека или, в другое время, использоваться как инструмент контроля?
Политическая природа пространства
Архитектура политична. Внутренняя властная связь в обществе отражается в дизайне городов, зданий и общественных пространств, которые стремятся усилить или оспорить эти самые отношения. Это идёт от дизайна улиц и размещения общественных зданий для обеспечения свободы или для её ограничения.
Политическая власть городов формирует, как эти дизайны влияют на нашу повседневную жизнь и взаимодействие. Работа Мишеля Фуко упоминает, как "дисциплинарное пространство" использует архитектуру способами, дисциплинирующими и контролирующими людей в отношении определённых норм и практик. Права человека на свободу собраний, право передвижения и право на личную жизнь, среди прочих, напрямую связаны с пространствами, которые мы занимаем.
"В течение жизни человека он попадает в то или иное дисциплинарное пространство, поскольку он рождается в больнице (родильный дом является видом больницы, и использование пеленок впервые сталкивает ребенка с несвободой), и во многих случаях человек также умирает в больнице, и в течение жизни попадает в больницу", как упоминалось в музее Эрарта.
Все города мира были построены с целью быть политически функциональными. Например, в Париже широкие, величественные бульвары и открытые площади, созданные в рамках реновации Гауссмана в XIX веке, были осознанной попыткой предотвратить революцию. Более широкие улицы облегчают доступ военным в случае беспорядков и затрудняют жителям установление баррикад. Как ясно видно на многих различных примерах, именно так архитектура формирует поведение людей и проявляет политическую власть городов.
Архитектура, в любой форме, может стать средством либо контроля, либо освобождения. Политическое измерение градостроительства никогда не следует недооценивать.
Например, в таких городах, как Барселона, общественные пространства открытого типа, например, Ла Рамбла, стали символом свободного передвижения и гражданской активности. Протесты, фестивали и собрания происходят на этих местах; определённые типы архитектурного дизайна имеют потенциал обеспечения прав человека, как свободы собраний, и, таким образом, создают демократические возможности.
Как города формируют протесты и движения
Конфигурация города, фактически, говорит о способности к протесту, о реализации политических прав. Подумайте о протестах во время Арабской весны и, в частности, о площади Тахрир в Каире. Эта площадь стала международным символом сопротивления и революции в 2011 году. Её открытость и центральное положение облегчили проведение массовых собраний, но её городская структура также показала неспособность властей контролировать толпы.
Это показывает, что архитектура позволяет активизму и коллективным действиям иметь место и позволяет выразить гражданство видимым и значимым образом.
Например, города, такие как Москва, тщательно спланированы и спроектированы с большими открытыми пространствами, которые делают протесты хорошо видимыми, но в то же время удобно поддаются контролю со стороны полиции. Часто некоторая строительная архитектура-панорама, такая как экстремальное использование систем видеонаблюдения и большие открытые площади, свободные от укрытия или маскировки, препятствуют протестам и способствуют надзору за разногласиями и тем самым нарушают некоторые права человека. Также, согласно онлайн данным, в Китае более 700 миллионов камер наблюдения, с одним объективом на каждых двух граждан.
Роль общественного пространства в повседневной жизни
Но помимо моментов протеста, городское планирование формирует повседневные сценарии жизни таким образом, что влияет на качество жизни и фундаментальные права человека. Джейн Джейкобс выступала за "глаза на улице": идею о том, что густонаселенные смешанные районы способствуют безопасности, общности и жизнеспособности. Джейкобс поддерживала концепцию проходимых городов, позволяющих спонтанность, мобильность и финансовое равенство; таким образом, она обнаружила способы, которыми архитектура может обеспечивать или отрицать возможность действовать ежедневно в соответствии с правами.
Тем временем, распространение пригородов, характерное для большой части Соединённых Штатов и других мест, было осуждено за отчуждение его жителей, зависимость от автомобилей и общее ослабление общественной жизни. Создавая структурный элемент в городах с законами о зонировании, эти районы ограничивают мобильность и доступ к общему пространству, далее углубляя экономические и социальные различия.
Архитектура может либо укреплять неравенство, либо активно способствовать осуществлению прав человека. Хорошо спроектированный город стремится к инклюзивности и доступности, отдавая предпочтение гражданам со свободной мобильностью, которые могут полноценно участвовать в общественной жизни. Там, где гражданское планирование явно отдает приоритет определенным группам, оно маргинализирует других за счет ограничения их основных свобод легко обустраивать себе дом в безопасности, свободном от преследования в общественных пространствах и зданий инфраструктуры.
Ярким противопоставлением в Бразилии, например, между элитными районами и фавелами или, другими словами, неформальными поселениями, указывает на то, как архитектура может быть использована в качестве инструмента исключения, пока что богатые районы наслаждаются действительно продуманным градостроительным планированием, бедные сообщества страдают от нехватки жилья и ограниченных возможностей. Это свидетельствует о том, как градостроительный дизайн может усугублять социальные и экономические несправедливости, тем самым отрицая права малообеспеченным гражданам.
Общественные пространства, границы и политическая власть городов
Архитектура может быть даже политическим актом в форме физических барьеров, постоянно используемых как инструмент исключения или контроля. Виден случай с израильским барьером на Западном берегу, который серьезно изменил обычную жизнь палестинцев, ограничив свободу передвижения, доступ к ресурсам и экономические возможности.
Это не просто стена, нейтрально стоящая на месте; она активно взаимодействует, формируя политические и социальные реалии тех, кто живет вокруг нее. Она сегрегирует население, создает напряжение и нарушает базовые права человека на свободу передвижения.
Заметно, можно упомянуть о стене между США и Мексикой в Соединённых Штатах, которая является представителем таких архитектур, которые, становясь устройствами для реализации иммиграционной политики, служат для усиления политического напряжения и укрепления более глубоких социально-экономических разделений. Это уже не просто конструкции разграничения от места к месту, но агенты разделения, воплощающие в себе саму идею "мы" против "они", показывая, как построенные и созданные окружения могут способствовать неравенству и угнетению.
Согласно BBC, "С января 2021 года, когда Джо Байден вступил в должность, произошло более 10 миллионов случаев задержания – около 8 миллионов пришлось на юго-западную суходольную границу с Мексикой."
В то время как барьеры изолируют маргинализованных, с другой стороны, огороженные общины являются довольно контрастной архитектурой привилегий. Создаваемые для обеспечения безопасности и эксклюзивности, это пространство служит богатым жителям и защищает их от воспринимаемых опасностей за пределами ворот.
Сегрегация богатых от остального мира приводит к физическим и психологическим разделениям, которые расширяются, чтобы способствовать социальным иерархиям. В таких странах, как Южная Африка, где различия в богатстве более экстремальны, многие огороженные общины расположены рядом с неформальными поселениями, так что контраст между богатыми и бедными очень заметен. Это разделение через стены, ворота и охрану служит для усиления тех способов, какими архитектура укрепляет неравенство, воздействуя на способность группы с низким доходом одинаково наслаждаться тем же общественным благом.
Оно также может, тем не менее, быть местом сопротивления, предлагая возможность месту для сообществ, чтобы противостоять власти и отстаивать свои права. Примерами можно назвать протесты в парке Гези в Стамбуле, которые начались в 2013 году в ответ на планы уничтожить парк и построить на его месте коммерческое развитие. Гези Парк был небольшим зеленым пространством, расположенным в сильно урбанизированной зоне, и таким образом стал символом для соп.
2024, 24.10