Тимо Рике, немецкий дизайнер и профессор цвета и поверхностного дизайна на факультете дизайна университета прикладных наук и искусств HAWK в Хильдесхайме, точно выразился: белые семинарские комнаты не просто белые, а "немного небелые", или, если быть ещё более точным, RAL 110 90 05. Нас интересует, что делают с нами наши выборы цветов и поверхностей на рабочем месте. И почему тонкая настройка лучше, чем излишество?
Может ли визуальный эффект, например имитация деревянной поверхности, вызвать у нас схожие эмоции, что и натуральный оригинал, не обязательно предлагая ожидаемое тактильное качество? В качестве председателя совета директоров Немецкого центра цвета, партнера Института международного трендскопинга в HAWK и директора по дизайну основанной в 2004 году лаборатории Visual Haptics, Рике ежедневно находится на пути к ответам на такие вопросы. С помощью отчёта о трендах цветового ощущения RAL он разработал инструмент для дизайнеров и архитекторов, который предлагает вдохновение для проектов как в физическом, так и виртуальном мире.
Я работаю в студии, в университете и в домашнем офисе. В университете теперь я предпочитаю работать в семинарской комнате, а не в кабинете, потому что пространство там более широкое и живое, и там также проще взаимодействовать со студентами и коллегами. Мои рабочие комнаты всегда разные по размеру, но они организованы довольно похожим образом. Поскольку я в первую очередь должен оценивать цвет, комнаты, в которых я работаю, как правило, белые. Не ярко-белые, а немного небелые (RAL 110 90 05). Это придаёт стенам разработанный вид, так что атмосфера становится спокойнее и более натуральной. Помещение превращается в объект. Поверхности столов очень разные. Я предпочитаю работать на столешнице из морской сосны, на которую сверху положен коврик для клавиатуры и мыши. Для коллажей и работы с материалами мне больше нравятся светлые столы – точнее светло-серые RAL 7035.
На самом деле да, функциональные концепции цвета очень важны, особенно в офисной среде. В отличие от монотонных офисных концепций, чуткие и нюансированные цветовые профили создают дифференцированную, атмосферную среду. Это важно, например, для осознанной структуризации и диверсификации рабочего дня. Периоды отдыха кажутся другими по сравнению с периодами сфокусированной работы или коммуникативных творческих встреч. Цветовой дизайн может в этом поддержать целенаправленным образом. Прохождение через разные зоны должно ощущаться как живая прогулка. В рабочей зоне должно быть меньше отвлечений, и цвета должны иметь больший охлаждающий эффект. В зонах коммуникации должно быть больше контраста, в то время как комнаты для перерывов должны быть более натуральными и ориентированными на материалы. Функциональные цветовые концепции, которые атмосферно используют цветовые тона, приводят к лучшей идентификации с рабочей средой и большему удовлетворению. Они стимулируют чувства, и мы становимся более внимательными и эффективными.
Корпоративные цвета должны использоваться очень сдержанно. Логотип на бланке письма, например, обычно маленький. Логотипы часто очень цветастые, и такие оттенки не всегда подходят, когда речь идёт о двумерном, атмосферном цветовом дизайне. Хороший цветовой дизайн должен быть ориентирован прежде всего на людей, работающих в этих условиях, а не в первую очередь на цвет бренда. Брендовый цвет может быть размещён в определённых стратегических местах, таких как на входе, но не в рабочих комнатах, где люди проводят весь день – и даже не для текстильной обивки стульев в конференц-зале. Комнаты, которые сами по себе выделяются очень сильными цветами, настолько динамичны, что другим элементам и структурам сложно произвести эффект. Способность концентрироваться уменьшается в таких пространствах.
Хороший цветовой дизайн часто скорее атмосферный фон, чем передний план, стремящийся целенаправленно направлять взгляд, структурировать и упорядочивать различные участки по содержанию. Это означает выбор цветовых тонов, которые менее цветасты и кажутся более натуральными. Прежде всего, цветовые тона должны гармонично сочетаться друг с другом и быть насыщенными с точки зрения контраста только если это делается осознанно и по веской причине. Например, для подчеркивания технических функций или создания пространства в комнате. Следует отметить, что "травяной зелёный" в цветовой палитре не обязательно естественный цвет, даже если название предполагает обратное. Естественные оттенки более приглушены и устанавливаются гораздо светлее для интерьеров, чем искусственно цветастый пигмент "травяного зеленого". Очень разнообразные цвета, будь то красный, зеленый или синий, все имеют очень динамичное воздействие и отвлекают, привлекая всё внимание к себе.
Мебель, текстиль или акустические элементы – хорошие способы внести цвет в помещения. Интерьеры наиболее эффективны, когда архитектурный цвет и обстановка связаны друг с другом. Есть дизайнеры, которые говорят, что цвета не может быть слишком много. Здесь я должен дать уклончивый ответ и сослаться на контекст строительной задачи. Для некоторых клиентов цветастость является частью их бренда и философии жизни. Для других это больше связано с элегантностью и сдержанностью.
Однако, в общем, я могу повториться и сказать, что это человек, к которому должна быть ориентирована цветовая схема. В офисной среде высоко ценятся цветовые спектры, которые натуральны, но в то же время разнообразны – цветовые спектры, которые сдерживаются, где это необходимо, и проявляются на первом плане лишь тогда, когда это необходимо. Правильный баланс появляется в процессе дизайна, когда обсуждаются архитектурные условия и использование комнаты. Большие комнаты требуют цветастых, структурирующих островков, в то время как маленькие комнаты хуже приспособлены к высокому контрасту цветов. Хорошо освещенные помещения требуют разных уровней и типов цвета, чем те, где мало естественного света.
Тактильное восприятие и зрение тесно связаны. Материал хорош, если его визуальные ожидания также могут быть выполнены или превзойдены его тактильными качествами. Это почти всегда так с натуральными деревьями, если только они не покрыты глянцевой лакировкой. В настоящее время бархатные и матовые отделки – это две определяющие характеристики поверхности. Только цветные лакированные поверхности все еще глянцевые. Глянец почти никогда не используется. Тактильные качества вещи сенсорно воздействуют на людей.
И те, кто может сенсорно ощущать окружение, легче идентифицируются с ним. Это можно назвать резонансом. Когда материал приятен на ощупь, ощущение становится частью меня. Вот почему тактильное восприятие так важно в интерьерной архитектуре или дизайне интерьера. Безликие комнаты меня не трогают и остаются мне чужими. Очень мало работодателей этого хотят. Древесина действует на нас теплее и более натурально, чем металлы, которые технические, холодные и часто не очень приятные. Конечно, это можно использовать как хороший способ дифференциации. Всё чаще также используется оригинальный цвет материала в качестве выбранного цвета, с небелеными тканями и переработанными пластиками, которые часто обладают менее стандартизированным цветом. В будущем этого будут ожидать всё чаще и чаще, чтобы создавать видимую аргументацию в отношении ресурсов и использования экологически чистых материалов.
Конечно, это имеет значение, потому что натуральное дерево по-прежнему является эталоном. Оно подлинное, культивированное, уникальное и является частью природы – но также дорогое и редкое. Ламинаты, с другой стороны, помогают создать похожее впечатление и очень прочные. Они могут быть более практичными в работе и также обладать удивительно приятными поверхностными качествами. Кроме того, они предлагают широкие возможности с точки зрения плоскостности и однородности и доступны в огромном разнообразии дизайнов с различными тактильными эффектами. В сочетании с экологичными листовыми продуктами и клеями, ламинаты представляют собой хорошую альтернативу натуральному дереву – особенно если они не только имитируют, но и превосходят свойства натурального дерева.
Цвет, который мы видим, часто подсознательно напоминает нам о материале, который мы уже ощущали. Поэтому цвет влияет на наши ожидания в отношении поверхностной информации о данном материале. В определенных оттенках зеленый напоминает о зеленой лужайке и, следовательно, выглядит сочным, влажным, слегка щекочущим и тактильно мелким. Бежевый напоминает песок и выглядит сухим и шершавым, но также светлым. Решение вопросов смысла и воздействия в отношении цвета лежит, среди прочего, в сочетании тактильного восприятия и цвета.
© Architonic
Зайдите на Architonic Magazine за большими вдохновениями по последним продуктам, трендам и практикам в архитектуре и дизайне.
2023, 05.05