В фавеле Агломераду да Серра в Белу-Оризонти, третьем по величине комплексе фавел в Бразилии с 50 000 жителей, выделяется Культурный центр "Ла да Фавелинья", яркий центр искусства и образования. Основанный в 2015 году многосторонним художником Кду ду Анжосом, поразительное красное здание на окраине города привлекло внимание в национальных и международных архитектурных кругах, получив несколько престижных наград. Однако недавняя реновация, выполненная Коллективом LEVANTE, удостоенная звания одной из лучших новых архитектурных практик 2024 года, представляет собой гораздо больше, чем яркие цвета и смелый дизайн. Она символизирует творчество и потенциал самого сообщества. Как место поддержки и вдохновения, "Ла да Фавелинья" отражает коллективное, демократическое видение, которое сочетает мечты сообщества с преданностью его основателей.
Красная ткань, пересекающая фасад Культурного центра "Ла да Фавелинья", открывает новую главу для здания, которое ранее было домом для квартир, закусочной и магазина. Этот поразительный элемент символизирует его превращение в процветающий культурный хаб, принеся ему признание, о котором ранее и подумать не могли. Но его история началась задолго до этого. Основатель Кду ду Анжос, известный тем, что привносил искусство в общественные и частные пространства через поэтические баттлы и рэп-состязания по всему городу, был тронут действовать, когда увидел, что его талантливые друзья в его сообществе были вынуждены заниматься низкооплачиваемой работой. В 2015 году он создал "Ла да Фавелинья" как культурный центр с мастерскими и библиотекой. Первое мероприятие собрало тысячу участников, каждый из которых внес свежие идеи и новую энергию, что заложило основу для живой роли центра в сообществе.
Одна идея в частности вызвала значимое соединение между Кду ду Анжосом, основателем культурного центра, и архитектором Фернандо Макуланом, который позже возглавил его преобразование. Их пути пересеклись впервые на мастерской по переработке, где они запустили инициативу REMEXE – модный проект, превращающий использованную одежду в уникальные вещи и в конечном итоге вдохновивший на красный внешний вид здания. Успех REMEXE объединил их миры и заложил основу для обсуждений оживления самого центра. Увидев потенциал пространства, Макулан предложил коллективное усилие архитекторов, художников и сообщества, чтобы взглянуть на центр по-новому и построить сеть партнерств для оживления проекта. Это сотрудничество знаменовало начало Коллектива LEVANTE и новую эру для культурного центра "Ла да Фавелинья".
Проект реновации затронул все три этажа и был выполнен за счет краудфандинга и пожертвований, что продемонстрировало исключительные организаторские навыки всех участников, особенно Кду ду Анжоса. Это коллективное усилие привело к дизайну, созданному многими руками, сохраняющему давно укоренившееся в сообществе чувство принадлежности, которое существовало задолго до реновации. Архитекторы подошли к проекту с чувствительностью, гарантируя, что сообщество чувствовало себя неотъемлемой частью трансформации и чтя их знания и достижения. Этот вдумчивый подход превратил местные идентичности и отношения в необходимые строительные блоки, сделав их центральным элементом успеха проекта.
Как описал Кду ду Анжос в интервью, "магия архитектуры" развернулась неортодоксальным и минимально инвазивным способом, отмеченным активным слушанием и подлинным диалогом с сообществом. Макулан и его команда собирали желания и потребности жителей через неформальные беседы за столами баров и на обочинах, уделяя глубокое внимание их словам. Это прямое общение привело к архитектурному проекту, который автентично отражает коллективные стремления. Чтобы дополнительно укрепить эту связь, были организованы мастерские, активно вовлекая детей сообщества. Один из результатов этих мероприятий было создание парклета перед Культурным центром, построенного из переработанных металлических школьных парт, полученных от городского хранения. Еще одной выдающейся особенностью проекта стала поразительная красная "облицовка" здания, разработанная швеями из REMEXE, которые изготовили и установили полосы на фасаде. Это добавило зданию отличительный элемент идентичности и выражения сообщества.
С завершением реновации и учреждением Культурного центра проект получил международное признание. Победа в награде института Томи Отаке Акзонобель была отпразднована с таким же пылом, как и финал Чемпионата мира, вселяя в сообщество уверенность и добавляя дополнительную ценность продуктам и инициативам, разработанным там. Центр стал настоящим центром творчества и предпринимательства, служа убежищем от предрассудков и ограничений, несправедливо наложенных на его жителей. Он усиливает фундаментальную истину: иметь достойное место для жизни, работы и наслаждения жизнью - это не роскошь, а право.
Хотя проект реновации стал значительным вехой в истории Культурного центра "Ла да Фавелинья", важно признать, что дух новаторства, заполняющий город искусством, всегда был присущ его основателям и будет продолжать проявляться в различных инициативах. Это бросает вызов традиционной концепции, которая ставит архитектуру в роль единственного элемента преобразования, выявляя ее более скромную, но значимую роль: архитектура служит трамплином, обеспечивая необходимый импульс для реализации мечтаний и превращения их в реальность. Настоящее преобразование происходит благодаря людям - их творчеству, устойчивости и способности переосмысливать пространства. В этом свете проект действует как катализатор, усиливающий существующий потенциал внутри сообщества и демонстрирующий коллективную силу, которая действительно движет и поддерживает Культурный центр.
2024, 30.10