Модернизм в архитектуре возник в начале двадцатого века, на волне достижений в области науки и инженерии и намеренного отхода от исторических стилей. Он выдвигал в центр внимания социальное равенство, городское развитие, эффективность и функциональный дизайн, отмечая значительный сдвиг в архитектурной философии. Модернизм зародился в основном в Европе и США и завоевал глобальное воображение своим инновационным переосмыслением пространства и архитектуры. Его распространение в Азии способствовали культурные обмены — архитекторы Восточной Азии, изучавшие у выдающихся модернистов, и европейские архитекторы, работающие в Восточной Азии через международные сотрудничества или под влиянием колониальной эпохи.
Модернизм глубоко повлиял на развитие азиатских городов, согласованный с высокой плотностью населения региона и быстрой урбанизацией в тот период. Некоторые азиатские города, особенно недавно развитые, стали полигонами для проверки принципов современной архитектурного и городского дизайна. Характерная для модернизма акцентирование на эффективности и использование таких материалов, как бетон, сталь и стекло, по-прежнему отчетливо видны в градостроительстве и архитектурном языке региона даже сегодня. Концепция светлого города Ле Корбюзье, например, имеет параллели с развитием, ориентированным на транзит, в городах, таких как Токио, Гонконг, Шэньчжэнь и Тайбэй.
Изучая развитие модернизма в Восточной Азии, можно проследить его влияние через ключевых деятелей и знаковые проекты, которые оставили долговременный след, формируя архитектурную идентичность и городскую ткань этих городов.
Кэндзо Тангэ: знаковая фигура модернизма
Кэндзо Тангэ остается одной из самых влиятельных фигур в азиатской модернистской архитектуре. Его ранние работы, основанные на деревянных конструкциях и односемейных домах, таких как дом Тангэ в Сейдзё, демонстрировали его мастерство в традиционных формах и материалах. Тем не менее, его архитектурное видение трансформировалось, когда он перешел к общественным зданиям. Здание правительства префектуры Кагава, например, отражает эту эволюцию. Хотя оно продолжает акустический деревянный эстетический подход его ранних работ, здание принимает модернистские принципы через использование железобетона, планов открытой планировки и строгого соблюдения логики структурной сетки. Эти элементы, наряду с едва уловимым кивком в сторону традиционного японского деревянного строительства, делают проект эталоном раннего модернизма, в чем-то сродни его современной работе над Центром мира и памятным парком Хиросимы.
Когда портфолио Тангэ расширилось, также увеличилось и его влияние. Возможно, вдохновленный тонкостенными бетонными формами Эро Сааринена, Тангэ начал исследовать гибридный подход, объединяющий тонкостенный бетон с растяжимыми конструкциями. Это новшество достигло своего апогея в некоторых из его самых значимых работ: гимнастический зал префектуры Кагава (который сейчас под угрозой сноса) и гимнастический зал национального стадиона Ёёги. Эти проекты не только установили новый архитектурный язык, но и проложили путь для волны бетонно-растяжимых конструкций по всей Азии.
Вклад Тангэ продолжает звучать в современной архитектуре. Например, национальный гимнастический зал Ёёги по-прежнему остается популярным местом проведения мероприятий и концертов и служил местом проведения соревнований по гандболу во время Олимпийских игр летом 2020 года в Токио — почти 60 лет после его завершения. Тем временем, гимнастический зал префектуры Кагава стал центром дебатов о сохранении наследия и адаптивном повторном использовании, подчеркивая неувядающее влияние наследия модернизма Тангэ на архитектурный и культурный ландшафт по всей Азии.
AD Classics: Гимнастический зал префектуры Кагава / Кэндзо Тангэ
AD Classics: Национальный гимнастический зал Ёёги / Кэндзо Тангэ
Здание правительства префектуры Кагава / Кэндзо Тангэ
I. M. Пей: Связывание модернизма по всей Азии
Работая в ту же эпоху, что и Кэндзо Тангэ, и находя взаимное вдохновение, I. M. Пей также сыграл решающую роль в формировании модернистской архитектуры. Хотя большая часть его работы сосредоточена в Соединенных Штатах, вклад Пея в Азию не менее заметен, если не более иконический. Эти проекты помогли распространить модернистские принципы по континенту и адаптировать их к местному климату, культурным контекстам и архитектурным практикам, создавая уникальный мост между западным модернизмом и азиатскими чувствами.
Ранние работы Пея в Азии, развивавшиеся примерно в то же время, что и знаменитые спортзалы Тангэ, показывают аналогичное исследование изогнутых и висячих форм. Примером может служить часовня памяти Люче в университете Тунхай, созданная в сотрудничестве с Чен Чжи-Кваном. Ее поразительный дизайн, характеризующийся монументальными и тщательно контролируемыми изгибами, находится в параллели с другими структурными экспериментами в рамках модернистского движения. Тем не менее, даже в своей органической форме, часовня Люче намекает на повторяющуюся тему в портфолио Пея: акцент на сильных геометрических формах, особенно на треугольнике, который станет отличительной чертой его архитектурного языка.
Это стремление к модернистской геометрии продолжалось в более поздних работах Пея в Азии, формируя некоторые из самых знаковых достопримечательностей региона. Башня Банка Китая в Гонконге, музей Михо в Японии и музей Сучжоу в Китае - все это примеры его стремления к чистым геометрическим архитектурным формам. Каждый проект отражает способность Пея адаптировать свои модернистские принципы к различным культурным контекстам, сохраняя одновременно несокрушимый акцент на точности и простоте. Этот геометрический ригор стал основополагающим для языка дизайна Пея, глубоко повлиявшего на современную архитектуру в Азии. Его влияние можно увидеть в работах архитекторов, таких как Тао Хо, которые будут рассмотрены позже в обсуждении.
AD Classics: часовня памяти Люче / I.M. Пей
AD Classics: Башня Банка Китая / I.M. Пей
Музей Михо / I.M. Пей
AD Classics: Музей Сучжоу / I.M. Пей + Pei Partnership Architects
Модернизм и влияние послевоенного периода: Западные архитекторы в Азии
Модернизм в Азии нашел еще один путь развития через распространение колониализма, где западные архитекторы привнесли свое обучение и модернистские идеалы в регионы под колониальным контролем. Эти архитекторы часто проектировали не только современные, но и вечные конструкции, оставив наследие, которое и по сей день продолжает служить как элитным, так и общественным сообществам в регионе.
Одним из заметных примеров является здание Мюррей в Гонконге, спроектированное Роном Филлипсом, пока он работал в Департаменте общественных работ во время британского правления. Несмотря на сложный уклон участка, его модульный и цельный дизайн фасада сделал его выдающимся примером модернистской архитектуры высотных зданий. Его влияние очевидно в более поздних структурах, таких как Джардин Хаус, который принял аналогичные стратегии фасада и земли. Его тщательный ответ на жаркий и влажный климат Гонконга выделяет здание Мюррей. Каждое окно в сотрудничестве со своими солнцезащитными элементами было точно направлено для минимизации прямых солнечных лучей, снижения бликов, перегрева и зависимости от систем HVAC. Изначально служащий офисом правительства, здание недавно было перестроено в гостиницу Норманом Фостером в сотрудничестве с Филлипсом, обеспечивая его актуальность в современном Гонконге.
Другим памятником колониального модернизма является жилой комплекс Чой Хунг, разработанный компанией Палмер и Тернер для британского правительства Гонконга в рамках инициативы по общественному жилищному строительству. Светлый город Ле Корбюзье оказал сильное влияние на архитектурные и градостроительные принципы комплекса, создавая модель тауншипа, где высотные жилые блоки интегрировались с необходимыми социальными услугами, такими как рынки, школы, медицинское обслуживание и транспорт. Этот подход решил непосредственные жилищные потребности и установил прецедент для градостроительного планирования жилых районов в Гонконге. Концепция тауншипа развилась в доминирующую модель для общественного жилья и частных кондоминиумов, формируя городской ландшафт города далеко за пределами эпохи комплекса, даже несмотря на его предстоящий снос.
Здание Мюррей / Рон Филипс (Департамент общественных работ)
Жилой комплекс Чой Хунг / Палмер и Тернер
Конкорс / Пол Рудольф
Тихий модернизм: местные архитекторы и бесконечные вклады в Азии
Принципы модернистской архитектуры часто проникали в азиатские общества более сдержанными, но не менее вечными способами. Хотя они менее популярны, эти вклады породили скромные, но бессмертные
2025, 13.01