Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Эволюция модернизма в азиатской архитектуре: ключевые деятели и знаковые проекты

Модернизм в архитектуре возник в начале двадцатого века, на волне достижений в области науки и инженерии и намеренного отхода от исторических стилей. Он выдвигал в центр внимания социальное равенство, городское развитие, эффективность и функциональный дизайн, отмечая значительный сдвиг в архитектурной философии. Модернизм зародился в основном в Европе и США и завоевал глобальное воображение своим инновационным переосмыслением пространства и архитектуры. Его распространение в Азии способствовали культурные обмены — архитекторы Восточной Азии, изучавшие у выдающихся модернистов, и европейские архитекторы, работающие в Восточной Азии через международные сотрудничества или под влиянием колониальной эпохи.

Модернизм глубоко повлиял на развитие азиатских городов, согласованный с высокой плотностью населения региона и быстрой урбанизацией в тот период. Некоторые азиатские города, особенно недавно развитые, стали полигонами для проверки принципов современной архитектурного и городского дизайна. Характерная для модернизма акцентирование на эффективности и использование таких материалов, как бетон, сталь и стекло, по-прежнему отчетливо видны в градостроительстве и архитектурном языке региона даже сегодня. Концепция светлого города Ле Корбюзье, например, имеет параллели с развитием, ориентированным на транзит, в городах, таких как Токио, Гонконг, Шэньчжэнь и Тайбэй.

Изучая развитие модернизма в Восточной Азии, можно проследить его влияние через ключевых деятелей и знаковые проекты, которые оставили долговременный след, формируя архитектурную идентичность и городскую ткань этих городов.

Кэндзо Тангэ: знаковая фигура модернизма

Кэндзо Тангэ остается одной из самых влиятельных фигур в азиатской модернистской архитектуре. Его ранние работы, основанные на деревянных конструкциях и односемейных домах, таких как дом Тангэ в Сейдзё, демонстрировали его мастерство в традиционных формах и материалах. Тем не менее, его архитектурное видение трансформировалось, когда он перешел к общественным зданиям. Здание правительства префектуры Кагава, например, отражает эту эволюцию. Хотя оно продолжает акустический деревянный эстетический подход его ранних работ, здание принимает модернистские принципы через использование железобетона, планов открытой планировки и строгого соблюдения логики структурной сетки. Эти элементы, наряду с едва уловимым кивком в сторону традиционного японского деревянного строительства, делают проект эталоном раннего модернизма, в чем-то сродни его современной работе над Центром мира и памятным парком Хиросимы.

Когда портфолио Тангэ расширилось, также увеличилось и его влияние. Возможно, вдохновленный тонкостенными бетонными формами Эро Сааринена, Тангэ начал исследовать гибридный подход, объединяющий тонкостенный бетон с растяжимыми конструкциями. Это новшество достигло своего апогея в некоторых из его самых значимых работ: гимнастический зал префектуры Кагава (который сейчас под угрозой сноса) и гимнастический зал национального стадиона Ёёги. Эти проекты не только установили новый архитектурный язык, но и проложили путь для волны бетонно-растяжимых конструкций по всей Азии.

Вклад Тангэ продолжает звучать в современной архитектуре. Например, национальный гимнастический зал Ёёги по-прежнему остается популярным местом проведения мероприятий и концертов и служил местом проведения соревнований по гандболу во время Олимпийских игр летом 2020 года в Токио — почти 60 лет после его завершения. Тем временем, гимнастический зал префектуры Кагава стал центром дебатов о сохранении наследия и адаптивном повторном использовании, подчеркивая неувядающее влияние наследия модернизма Тангэ на архитектурный и культурный ландшафт по всей Азии.

AD Classics: Гимнастический зал префектуры Кагава / Кэндзо Тангэ
AD Classics: Национальный гимнастический зал Ёёги / Кэндзо Тангэ
Здание правительства префектуры Кагава / Кэндзо Тангэ

I. M. Пей: Связывание модернизма по всей Азии

Работая в ту же эпоху, что и Кэндзо Тангэ, и находя взаимное вдохновение, I. M. Пей также сыграл решающую роль в формировании модернистской архитектуры. Хотя большая часть его работы сосредоточена в Соединенных Штатах, вклад Пея в Азию не менее заметен, если не более иконический. Эти проекты помогли распространить модернистские принципы по континенту и адаптировать их к местному климату, культурным контекстам и архитектурным практикам, создавая уникальный мост между западным модернизмом и азиатскими чувствами.

Ранние работы Пея в Азии, развивавшиеся примерно в то же время, что и знаменитые спортзалы Тангэ, показывают аналогичное исследование изогнутых и висячих форм. Примером может служить часовня памяти Люче в университете Тунхай, созданная в сотрудничестве с Чен Чжи-Кваном. Ее поразительный дизайн, характеризующийся монументальными и тщательно контролируемыми изгибами, находится в параллели с другими структурными экспериментами в рамках модернистского движения. Тем не менее, даже в своей органической форме, часовня Люче намекает на повторяющуюся тему в портфолио Пея: акцент на сильных геометрических формах, особенно на треугольнике, который станет отличительной чертой его архитектурного языка.

Это стремление к модернистской геометрии продолжалось в более поздних работах Пея в Азии, формируя некоторые из самых знаковых достопримечательностей региона. Башня Банка Китая в Гонконге, музей Михо в Японии и музей Сучжоу в Китае - все это примеры его стремления к чистым геометрическим архитектурным формам. Каждый проект отражает способность Пея адаптировать свои модернистские принципы к различным культурным контекстам, сохраняя одновременно несокрушимый акцент на точности и простоте. Этот геометрический ригор стал основополагающим для языка дизайна Пея, глубоко повлиявшего на современную архитектуру в Азии. Его влияние можно увидеть в работах архитекторов, таких как Тао Хо, которые будут рассмотрены позже в обсуждении.

AD Classics: часовня памяти Люче / I.M. Пей
AD Classics: Башня Банка Китая / I.M. Пей
Музей Михо / I.M. Пей
AD Classics: Музей Сучжоу / I.M. Пей + Pei Partnership Architects

Модернизм и влияние послевоенного периода: Западные архитекторы в Азии

Модернизм в Азии нашел еще один путь развития через распространение колониализма, где западные архитекторы привнесли свое обучение и модернистские идеалы в регионы под колониальным контролем. Эти архитекторы часто проектировали не только современные, но и вечные конструкции, оставив наследие, которое и по сей день продолжает служить как элитным, так и общественным сообществам в регионе.

Одним из заметных примеров является здание Мюррей в Гонконге, спроектированное Роном Филлипсом, пока он работал в Департаменте общественных работ во время британского правления. Несмотря на сложный уклон участка, его модульный и цельный дизайн фасада сделал его выдающимся примером модернистской архитектуры высотных зданий. Его влияние очевидно в более поздних структурах, таких как Джардин Хаус, который принял аналогичные стратегии фасада и земли. Его тщательный ответ на жаркий и влажный климат Гонконга выделяет здание Мюррей. Каждое окно в сотрудничестве со своими солнцезащитными элементами было точно направлено для минимизации прямых солнечных лучей, снижения бликов, перегрева и зависимости от систем HVAC. Изначально служащий офисом правительства, здание недавно было перестроено в гостиницу Норманом Фостером в сотрудничестве с Филлипсом, обеспечивая его актуальность в современном Гонконге.

Другим памятником колониального модернизма является жилой комплекс Чой Хунг, разработанный компанией Палмер и Тернер для британского правительства Гонконга в рамках инициативы по общественному жилищному строительству. Светлый город Ле Корбюзье оказал сильное влияние на архитектурные и градостроительные принципы комплекса, создавая модель тауншипа, где высотные жилые блоки интегрировались с необходимыми социальными услугами, такими как рынки, школы, медицинское обслуживание и транспорт. Этот подход решил непосредственные жилищные потребности и установил прецедент для градостроительного планирования жилых районов в Гонконге. Концепция тауншипа развилась в доминирующую модель для общественного жилья и частных кондоминиумов, формируя городской ландшафт города далеко за пределами эпохи комплекса, даже несмотря на его предстоящий снос.

Здание Мюррей / Рон Филипс (Департамент общественных работ)
Жилой комплекс Чой Хунг / Палмер и Тернер
Конкорс / Пол Рудольф

Тихий модернизм: местные архитекторы и бесконечные вклады в Азии

Принципы модернистской архитектуры часто проникали в азиатские общества более сдержанными, но не менее вечными способами. Хотя они менее популярны, эти вклады породили скромные, но бессмертные

Дата:

2025, 13.01

другие новости