Цикл жизни знакового дома сложен. Новые владельцы могут нарушить его гармонию, но он также должен быть способен развиваться со временем. В конце концов, дом - это пространство, созданное для жизни. Эцекиэль Пиньи, родившийся в Аргентине цифровой художник и дизайнер, являющийся творческой силой студии Six N. Five, нашел дом, который подходит ему, в Каса Риера, более известном под своим прозвищем Каса Семьентеррада (Полуподземный Дом), место, дух пионерства которого соединяется с его собственным.
Спроектированный барселонским архитектором Хавьером Барбой в 1986 году и расположенный в регионе Маресме, к северу от города, этот дом был первым биоклиматическим жилищем Барбы. Здание, которое вплетается в ландшафт гористой прибрежной зоны, было революционным для своего времени и по сей день остается источником вдохновения для других архитекторов. Так сильно, что мы публиковали статью о нем в печати в 1987 году. Барба добился этого признания еще дюжину раз, и одно из его поместий на Менорке было на обложке в 1992 году. Он также был включен в список AD100 в 2002, 2004 и 2010 годах.
Дом расположен на наклонном участке с дорогой в его верхней части и видами на сосновый лес и Средиземное море. Архитектор исследовал местность в течение нескольких дней, "утром, днем и ночью, чтобы понять географию и существующую растительность", - вспоминает он, - пока не пришел к выводу, что полуподземный дом с зеленой крышей будет лучшим способом интеграции строения в окружающую среду. Его целью всегда было "создать драматический и захватывающий фасад, который не будет мешать ландшафту, который сольёт свою материальность с гранитными скалами района," - объясняет он. Стены из бетона, смешанного с кварцем, полевым шпатом и слюдой, создают уникальный каменистый эффект, дополненный различными растениями, родными для региона.
Факт того, что он скрыт под землей, также позволил добиться большей энергоэффективности. В этом смысле он отражает идеи традиционной архитектуры, "где здание адаптируется к контексту и образу жизни его обитателей, и где глубина связи с природой преображает образ жизни в месте," - говорит архитектор и основатель группы BC Estudio. Дом так удачно вписывается в окружающую среду, что во время его строительства немецкий турист зашел на территорию и поставил палатку на крыше, думая, что это открытая земля.
Когда Пиньи впервые посетил дом, он был поражен. "Моё первое впечатление было, будто я находился в произведении искусства. Когда я приехал, я был околдован местом, до такой степени, что забыл, что приехал посмотреть дом, и, не зная, куда идти, наткнулся на лестницу у входа. Вы погружаетесь в природу, чтобы войти. В этом есть своя магия", - говорит он. Неизбежно возникла дружба с первыми владельцами: "Они увидели в моем профиле продолжение их жизни в этом доме. Мой подход заключается в том, чтобы не только ценить, но и взаимодействовать с оригинальной архитектурой. Я чувствую глубокую связь с историей дома и хочу сохранить её насколько это возможно", - добавляет он.
Для Пиньи устойчивость - это принцип, который выходит за рамки простого выбора "зеленых" материалов или фокусировки на возобновляемых источниках энергии. "Это о создании пространств и предметов, которые интегрируются с окружающей средой и уважают её ритм", - объясняет он. Он также планирует построить художественную студию на соседнем участке, которая станет естественным развитием материальных и экологически ответственных аспектов оригинальных зданий. "Я хочу, чтобы моя работа в этом месте расширялась в гармонии с окружающей средой, используя разные материалы, с все более размытыми границами. Я хотел бы, чтобы мои цифровые работы не только дополняли дом, но и преображали его." Он думает о добавлении скульптур, которые меняются в реальном времени в зависимости от погоды или сезона и взаимодействуют со скалами, не воспринимаясь как вмешательство. "Мы движемся к все более гибридному миру. Создание воображаемой, цифровой растительности вызывает у меня похожие чувства, как когда я ухаживаю за растением в настоящем саду. Это становится медитативной практикой."
Как архитектор, так и владелец разделяют уважение к природе и традиционным экологически чувствительным строительным техникам в сочетании с страстью к инновациям, которые смотрят в будущее. Барба был пионером устойчивой архитектуры, и Каса Риера стала переломным моментом в его карьере, признанная одним из самых устойчивых домов в мире. Другие последующие проекты, такие как застройка Бинисафуа на Средиземноморском острове Менорка, также интегрированы в ландшафт. Он получил награду от Европейского сообщества за то, что был экобиоклиматическим домом. Сегодня его слова показывают, что его студия (где он продолжает работать вместе со своими детьми) все еще на переднем крае этого движения: "В не столь отдаленном будущем новые материалы позволят нам строить быстрее и уделять больше внимания энергоэффективности, но также жизненно важно продвигать сохранение окружающей среды и ответственные практики строительства." Для Пиньи знакомство с архитектором стало привилегией: "Хавьер Барба очень великодушен своей поддержкой и участием в переосмыслении жилья и того, как оно может выглядеть в будущем. Мы говорим на одном языке. Своей работой мы, творцы, оставляем семена, посаженные в определенное время, и прекрасно видеть их возрождение годы спустя, как в этом случае."
Этот дом 1980-х годов впервые был опубликован в выпуске 203 испанского AD. Перевод сделал Джон Ньютон.
2025, 15.03