Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Вдохновляясь наследием Оскара Нимейера: история Государственного театра Арарас в Бразилии.

Театр имени Маэстро Франциско Пауло Руссо в Арарасе был открыт в 1991 году и считается одной из основных культурных площадок города и региона. Театр, спроектированный архитектором Оскаром Нимейером, одним из ключевых фигур модернистского движения, был оснащен всем необходимым для проведения местных, национальных и международных культурных мероприятий в период с 1995 по 2005 год. Нимейер оставил после себя наследие, в котором его фирменный свободный архитектурный стиль включает в себя влияния из различных источников, а также взаимодействует с идентичностью тропической страны.

На начало 20-го века в Бразилии, где колониальное прошлое политически доминировали крупные сельскохозяйственные производители и поддерживалось рабским трудом, было отмечено определенной неопределенностью в политической, культурной и художественной областях. Как описывает в своей докторской диссертации Барбара Коэльо Родригес да Силва, страну наводнили крупные волны иммигрантов, которые привнесли с собой новые культуры, образы жизни, вкусы, обычаи и стили. В период быстрого экономического роста были проведены крупные городские реформы, включающие новые авеню, публичные променады, сады, библиотеки и театры. В результате архитектура стала лишь имитацией различных стилей, несвязанных с строительными техниками и образом жизни страны. Возникновение модернистского движения в искусстве началось в Сан-Паулу, когда группа художников и интеллектуалов организовали Неделю современного искусства в 1922 году. Однако путь архитектуры к современному языку был даже более долгим: в Бразилии было опубликовано два первых манифеста современной архитектуры около 1925 года, один Рино Леви («Arquitetura e a Estética das Cidades») и другой Грегори Варчавчика («Acerca da Arquitectura Moderna»).

Диссертация "Бразилия, переизобретение модернизма" подчеркивает, как современная архитектура в стране стремилась включать в себя иностранные влияния, сохраняя при этом свою гетерогенную идентичность и местную реальность. Поиск национальной идентичности, чтобы выделить отдельный путь для современной архитектуры в регионе, был повторяющейся темой в мышлении Лусио Коста и очевиден в работе Оскара Нимейера. Будучи сотрудником Ле Корбюзье над крупными проектами, такими как Министерство образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1936–43) и штаб-квартира ООН в Нью-Йорке (1947–52), Нимейер разработал язык на основе свободных и чувственных кривых, вдохновленных горами его страны, извилистым ходом ее рек, волнами моря и телом его любимой женщины.

Архитектура должна быть не только функциональной. Она также должна быть красивой – Оскар Нимейер

Как исследовано в работе "Цвет и художественное выражение через архитектурную керамику на заключительном этапе работы Оскара Нимейера", архитектор принял проекты в Бразилии и за рубежом после своего возвращения из ссылки в 1980-х годах. В это время страна начала пробуждаться от эйфории, которая сопровождала годы развития, и появилось определенное разочарование амбициями величия, которые удалили архитектуру от социального контекста. Нимейер выбрал собственный путь, поместив стремление к социальному равенству в центр своих архитектурных целей. Через Государственный театр имени Маэстро Франциско Пауло Руссо в Арарасе он продемонстрировал свое мастерство архитектурной пластичности. Построенный в городе с высоким уровнем городского развития внутри штата Сан-Паулу, театр был построен на небольшом участке земли. Учитывая ограничения участка и различные экономические факторы, здание было спроектировано как компактный среднего размера театр, оборудованный всеми техническими требованиями современного концертного зала.

Частично встроенный в участок, театр имеет главный зал на 466 мест и меньший подземный зал, рассчитанный еще на 120 человек. Он выделяется своими простыми формами и имеет круглую планировку диаметром 36 метров. Расположенный на трех уровнях, он включает сцену размером 12 на 20 метров, подвальный уровень и гримёрные для исполнителей. Круглое фойе может проводить выставки и конгресс-мероприятия, функционируя независимо от театра или одновременно, если требуется аудитория более чем на 120 человек. Круглая форма театра адаптирована к рельефу местности, в то время как крыша, спроектированная с учетом акустических потребностей, придает зданию отличительный и оригинальный вид. Кроме того, как отмечает Жозеп Ма Ботей в своей книге "Оскар Нимейер: работы и проекты", вдоль периметра здания была создана двойная аккустическая стена. Эта стена не только ограждает пространства внутреннего движения, но и содержит сети распределения для всех технических систем.

В возрасте 83 лет Нимейер лично следил за ходом строительства через ежемесячные визиты на площадку. Тщательное внимание к дизайну и управлению проектом очевидно в исполнительных планах и подробных инструкциях на месте, что раскрывает еще одно измерение его работы – переход от рисунка к выполнению дизайна. Как продемонстрировали Ирен де ла Торре Форнес, Элиза Валеро Рамос и Игнасио Кабодевилья Артиеда в своей статье, в последних работах Нимейера цвет достиг своего максимального уровня абстракции и сущности. В то время как белый цвет обычно используется для усиления архитектурных форм, ограниченная палитра контрастных цветов применяется для выделения определенных аспектов зданий. Многие из последних проектов Нимейера повторяют использование кривых как формальной системы, подчеркивая различие между структурой и ограждением, когда эти два элемента независимы. Для достижения этого различия наращиваемая структура Нимейера иногда использовал первичный «хроматический» тон, часто представленный желтым цветом. В то время как красный обычно применялся для выделения входов и маршрутов движения, как видно на входе в Арарасский театр и рампе Музея современного искусства Нитерой, среди прочих примеров.

Муниципалитет Арараса объявил Государственный театр имени Маэстро Франциско Пауло Руссо объектом исторического и культурного значения. С 2004 года здание управляется социокультурной организацией Associação Paulista dos Amigos da Arte (APAA). Кроме того, кураторский подход театра направлен на укрепление связи публики с пространством путем приветствия широкого спектра предложений как от местных, так и от региональных художников и групп. Его текущая программа включает танцевальные представления, театральные постановки и живые комедийные шоу с целью продвижения культурной доступности и привлечения новой аудитории.

Несмотря на похвалы и критику, наследие Нимейера остается неопровержимым источником вдохновения, размышлений и изучения для многих профессионалов в области архитектуры, дизайна и градостроительства. Как утверждает Стилиан Филиппу в "Радикальном модернизме Оскара Нимейера", архитектор исследовал структурные и формальные возможности армированного бетона, а строительство Бразилиа стал одним из его наиболее значимых архитектурных достижений. Подчеркивая зрелищность, роскошь, удовольствие, красоту и чувственность как цели архитектуры, он посвятил свою карьеру созданию архитектуры, глубоко укорененной в традициях Бразилии и тропическом ландшафте страны, бесшовно сочетая скульптуру и структуру через инновационное использование этого материала.

Источники:
• Клаудио Коненна, "Морфотектонический лиризм. Архитектура Оскара Нимейера."
• Барбара Коэльо Родригес да Силва, "Бразилия, переизобретение модернизма. Ле Корбюзье, Лусио Коста, Оскар Нимейер", 2015.
• Стилиан Филиппу, "Радикальный модернизм Оскара Нимейера", 2013.
• Тереза Арихон и Барбара Беллок, "Дневник-набросок. Оскар Нимейер."
• Рикардо А. Тена Нуньес. "Оскар Нимейер: кривая и народ."
• Ботей, Жозеп Ма, "Оскар Нимейер. Работы и проекты."
• Ирен де ла Торре Форнес, Элиза Валеро Рамос и Игнасио Кабодевилья Артиеда, "Цвет и художественное выражение через архитектурную керамику на заключительном этапе работы Оскара Нимейера."

Эта статья является частью серии ArchDaily под названием AD Narratives, где мы делимся историей выбранного проекта, погружаясь в его особенности. Каждый месяц мы исследуем новые сооружения со всего мира, подчеркивая их историю и то, как они появились. Мы также беседуем с архитекторами, строителями и сообществом, стремясь подчеркнуть их личный опыт. Как всегда, в ArchDaily мы высоко ценим вклад наших читателей. Если вы думаете, что мы должны рассмотреть определенный проект, пожалуйста, отправьте свои предложения.

Дата:

2025, 16.02

другие новости