Slider Image
Slider Image

Помним Дэвида Линча, переводчика коллективного бессознательного

Дэвид Линч, американский кинорежиссер, художник, музыкант и актер, умер в возрасте 78 лет. Его семья объявила о смерти в сообщении на Facebook 16 января.

Родившийся в Миссула, штат Монтана, Линч начал снимать фильмы после обучения в Филадельфийской академии изящных искусств. Его работы включают, но не ограничиваются такими фильмами, как "Человек-слон" (1978), "Голубой бархат" (1986), "Дикие сердцем" (1990), "Потерянное шоссе" (1997), "Малхолланд Драйв" (2001) и "Империя внутреннего города" (2006). Однако для многих знакомство с его творчеством началось с его хитового телесериала "Твин Пикс" (1990–92) и его приквела "Огонь, иди со мной" (1992). Эта серия, вероятно, стала самым известным его проектом — она спровоцировала возрождение на третий сезон в 2017 году.

Линч получил непреклонное признание, в том числе почетную премию Американской академии кинематографических искусств в 2019 году. Фильмы были только частью его головокружительно обширного творческого наследия; рекламные ролики, снятые Линчем, включают в себя духи "Opium" от Ива Сен-Лорана, проект "Фетиш" от Кристиана Лубутена и программу сбора мусора Нью-Йорка. Он также создавал музыку самостоятельно и вместе с композитором Анджело Бадаламенти, его постоянным сотрудником, который умер в 2022 году. Будучи представлен в галерее Pace, Линч показал свою инсталляцию на прошлогоднем Salone del Mobile и провел несколько персональных выставок своих абстрактных картин и скульптур. Как практикующий трансцендентальной медитации с 1973 года, он основал Фонд Дэвида Линча для основанного на сознании образования и мира в 2005 году.

Слово "линчевание" используется слишком часто. Оно пробило круги кинематографа, потому что указывает на что-то универсальное — вы узнаете линчевание, когда увидите это. Дэвид Фостер Уоллес в своем эссе "Дэвид Линч сохраняет свою голову" 1996 года пишет: "Тед Банди не был особо линчевским, но хороший старый Джеффри Дамер со своими аккуратно разделенными и хранящимися в холодильнике жертвами рядом с шоколадным молоком и Shedd Spread был насквозь линчевским".

Фильмы Линча просят зрителей найти ужас в повседневной жизни, и наоборот. Они рассматривают сюрреалистические и мир сновидений, но мне нравится определение Уоллеса, потому что оно делает линчевание своего рода комментарием тоже. Вежливая страна с белыми заборами, которая воспитала Дэвида Линча, имела кровавое подбрюшье. Его видение было своеобразной американской готикой — другим способом видения американской мечты. Я колеблюсь говорить "кошмар", так как это не все "плохо". Тревожно, конечно, и часто зло, но субъективное всегда казалось приоритетным для Линча.

Для AD я писал о подсознательном и интерьерах. Фильмы Линча — плодовая территория для изучения этой концепции. Как можно зафиксировать состояние сна, это скользкое что-то между тем, что мы наблюдаем в бодрствующие часы, и неописуемым?

Красная комната из "Твин Пикс" является знаменитым примером. Элементы исполнения, такие как красные занавески, джаз и танцевальные сцены, часто материализуются в его фильмах, и часто с неожиданным поворотом. Силенсио, парадоксальный клуб из "Малхолланд Драйв", не имеет живой музыки. Одно саксофонное выступление в "Потерянном шоссе" может потребовать предупреждения об эпилепсии. Стоит отметить, что в психоанализе бессознательные состояния иногда называют внутренними драмами, а театры в анализе снов могут указывать на "сцену жизни".

Его декорации также отражают эту бесконечную обыденную/макабрическую противоречивость. В "Диких сердцах" Глинда, хорошая фея, парит над автострадой Лос-Анджелеса после боевой сцены. В "Империи внутреннего города" типичная американская гостиная — ковровые покрытия от стены до стены, землистые диваны, телевизор с антенной — занята семьей анимационных кроликов. Все его фильмы представляют прототипичные образы общих пространств: дом в Голливуде, переговорная, деревянная хижина, американский трейлер-парк. Они делают это перед тем, как переходить в кошмарные места, которые вас пугают реально могут существовать в реальной жизни. Но опять же, Линч известен тем, что никогда не объяснял, о чем его фильмы. Похоже на некое святотатство делать это сейчас.

Я сожалею, что не пошел посмотреть "Империю внутреннего города" на Metrograph на прошлых выходных. Это был последний фильм Линча. Я купил билет ранее на этой неделе, но когда ветровые тоннели не стихли в воскресенье вечером, выход из моей квартиры не казался возможным. В "Империи внутреннего города" снималась его давняя муза Лора Дерн, которая играет актрису, пробирающуюся сквозь ужасные события, пока она снимает якобы проклятый проект. Фильм задает вопрос зрителям, является ли Лос-Анджелес метафорой ада. Не потеряно для меня то, что лесные пожары сожгли большую часть города на прошлой неделе. Но это событие не линчевское — нет ничего подпольного, сюрреального или ироничного в этом ужасе.

Я не знаю, пессимистично это или объективно сказать, но я не знаю, осталось ли что-то подпольное для раскрытия, когда гротеск так часто демонстрируется громко и гордо в Америке. Другими словами, Линч снимал фильмы о культуре, которая уже не существует сегодня. В ретроспективе они действительно кажутся предвестниками того, что в конечном итоге прорвалось в нашу бодрствующую реальность.

Я полагаю, что наибольший след, который он оставил в нас, это его способность погружаться в подсознание, духовное, психическое. Даже если содержание, которое он вытаскивал наружу, было темным, усилия Линча никогда не казались отравленными иронией или нигилистичными. Популярная цитата, которая распространяется сейчас: "Сегодня я ношу темные очки, потому что я вижу будущее... И будущее выглядит очень светлым".

Дата:

2025, 17.01

другие новости