Архитектурная биеннале Beta 2024, которая проходит в Тимишоаре, Румыния, отмечает десятую годовщину этого влиятельного события. Куратором выступает Оана Стэнеску, и тема биеннале этого года - "покрой меня нежно" - исследует тонкие взаимоотношения между оригинальностью и влиянием, оспаривая общепринятые представления о копировании, имитации и аппроприации. Помимо наград Beta, цель которых - выделить значительный вклад в архитектуру со всей Румынии, Венгрии и Сербии, основная экспозиция предлагает уникальное толкование повторяющихся тем архитектурного поля.
Биеннале проходит в историческом здании комендатуры гарнизона 18-го века на площади Свободы - самом старом здании города в его первозданном виде. Занимая целиком всю структуру, от первого этажа до чердака, биеннале в полной мере использует и открывает заново это многоуровневое пространство, превращая само здание в активного участника выставки.
Экспозиция, адаптированная к уникальным пространствам здания, не носит директивного или дидактического характера. Вместо предложения решений она стимулирует вопросы, дискуссии и исследования. На выставке представлено более 50 инсталляций и 80 иллюстраций, созданных приглашенными архитекторами, художниками, музыкантами и междисциплинарными актерами, которые уклоняются от простых классификаций. Результат не стремится создать целостное целое, а скорее предлагает каждому экспонату найти свое отношение к слову "покрытие". Согласно Оане Стэнеску, кураторская команда нашла 5 междисциплинарных толкований термина "покрыть": буквальное значение предоставления убежища, акт преобразования существующего, процесс создания чего-то нового путем повторения и адаптации, более распространенного в музыкальной и модной индустрии, обложка как маска, предлагающая защиту, и обложка как подражательный жест.
Через активное программирование события, включая мастер-классы, лекции и выступления, куратор Оана Стэнеску собирает разнообразные перспективы, многие из которых находятся за пределами области. Среди них Раду Юде, знаменитый румынский режиссер и сценарист. В беседе со Стэнеску он заявляет: "Что я пытаюсь сделать, так это добиться успеха в создании фильмов, не будучи творческим. И единственный способ сделать это - долго размышлять о темах, которые я затрагиваю, заранее и собирать необходимые мне материалы. Эти материалы я получаю разными способами: через исследования, наблюдения, собирая всякие цитаты или идеи из разных мест, коллекционируя изображения, фотографии или картины".
Стремление Юде достичь успеха без явного творчества кажется парадоксальным в кинематографе (и архитектуре), но оно подчеркивает вызов, поставленный перед участниками биеннале. Это призывает архитекторов задуматься о часто скрытых источниках вдохновения, ссылках, традициях и о широте материалов и влияний, которые формируют архитектурный процесс. Такой взгляд также оспаривает представление об архитекторе как исключительно оригинальном творце.
Концепция находит отклик в идее вернакулярной архитектуры, архитектуры без архитектора. В качестве одного из видов покрытия, вернакулярная архитектура создает повторяющиеся и обновленные дизайны, находящиеся под воздействием не творчества создателей, а нехватки или наличия ресурсов, функциональных потребностей или традиции. Не опираясь на остроумие или техно-позитивизм, она часто предлагает рациональную и непритязательную версию архитектуры, встроенную в свой контекст.
Расширяя эту тему, инсталляция Atmos Lab под названием "Климатические решения" предлагает современную переинтерпретацию вернакулярных идей. Сравнивая "Систему Гелиос" Владимиро Акосты для субтропического климата Буэнос-Айреса с зимними садами Lacaton & Vassal для океанического климата Франции, она показывает, как климат-чувствительный дизайн находит отголоски в традиционных решениях, повторенных, адаптированных и улучшенных для создания комфорта в интерьере.
Исходной точкой для "обложки" является то, что уже есть. - Оана Стэнеску
По всему зданию комендатуры музейная мебель и предметы быта, взятые на время из Музея деревень Баната, добавляют еще один слой местности к обстановке выставки. В этом же ключе Карамук Куо добавляет общественную кровать в вестибюль здания. Покрытая традиционными одеялами, она создает интимное пространство, внезапно обнаженное для публичного взгляда, превращая подушечные разговоры в общественный дискурс и стирая границы между исполнителем и аудиторией, частным и общественным, интимной уязвимостью и открытым обсуждением.
Проблема оригинальности может показаться угловым камнем архитектурного производства, области, которая постоянно ищет инновации, новые формы, новые выражения. Однако, эту идею можно проследить до 1800-х годов, когда акцент в мире искусства перешел с ценности творения на ценность творца. Этот период также совпадает с началом первой системы авторских прав, введенной в 1886 году Бернской конвенцией о защите литературных и художественных произведений. Это привело к усиливающемуся давлению на необходимость инноваций, оригинальности и центральной ведущей фигуры, "производству архитектурного гуру", как выражается Дениз Скотт Браун в своем эссе "Место на вершине?". Здесь она обсуждает трудности профессии в признании и узнавании совместного авторства, как ее и Роберта Вентури, среди многих других.
Где можно провести грань между вдохновением, традицией, производным или копией? Когда холст действительно белоснежен? - Оана Стэнеску
Эта идея оригинальности была неоднократно оспорена, сужена и расширена приглашенными творцами, часто демонстрирующими различные версии оригинальности как чего-то возникающего из контекста, а не из видения одной фигуры. По мере того как глобализация несет как стандартизацию, так и поиск идентичности, понятие оригинальности становится все более текучим. В нынешние времена является ли поиск инноваций и новизны все еще правильным направлением, или следует прикладывать больше усилий к решению проблем климата, социального неравенства или рынка жилья?
В другой инсталляции SO-IL провоцируют самих себя и других уважаемых практиков найти способы "покрыть" Casa de Vidro Лины Бо Барди в Сан-Паулу, Бразилия. Используя одинаковые материалы, участники создали визуальные представления работы, результатом чего стали дизайны, исследующие различные аспекты дизайна здания, от его отношения к ландшафту (SO-IL) до его земельного плана (Анжела Панг) и его адаптивности к различным климатам (Мисиуна/Маккарти).
Еще больше подчеркивая эту возвратящуюся проблему оригинальности, "Новая лекция: вековое стремление архитектуры к новизне" ниды екенель представляет поток более чем 100 фрагментов лекций практикующих архитекторов, восхваляющих идею новизны и оригинальности. Стремясь продать свои дизайны, архитекторы неоднократно подчеркивают слово "новый", будь то как прилагательное, существительное или заполнитель, но эффект семантической насыщенности постепенно приводит к потере значения словом.
Инсталляция New Affiliates исследует, как имитация и переосмысление могут служить средствами углубления понимания предмета. Она исследует необычную архитектуру Брюса Гоффа, студента Фрэнка Ллойда Райта, создавая рисунки, которые разбирают три его эклектичных дома. В другом медиуме она раскрывает их смесь промышленных материалов, потребительских товаров и личных вдохновений, переводя и покрывая интуитивный процесс проектирования архитектора. В еще одной интерпретации темы Фридеманн Хеккель воссоздает в реальной жизни на чердаке гарнизона сцену, нарисованную им самим много лет назад, представляющую фотографию стола, приготовленного к свадебному пиру его дедушки и бабушки 1949 года, пустая сцена навевает ощущение ожидания и неопределенности, отдающейся в обложку за обложкой, атмосферой послевоенной Германии.
"Покрой меня нежно" Оаны Стэнеску на архитектурной биеннале Beta 2024 не представляет архитектуру традиционно. Она имитирует, воссоздает и свободно исследует, не предлагая окончательных ответов, но предлагая убедительное расследование архитектурного творчества как непрерывного процесса покрытия, раскрытия и повторного толкования. Избегая празднования отдельного достижения или предложения окончательных ответов, она становится убедительным исследованием архитектурного творчества как непрерывного процесса покрытия, раскрытия и повторного толкования.
2024, 29.11