Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Переосмысление устойчивости через стратегии, специфичные для конкретного места

Устойчивость в архитектуре часто рассматривается как всеобщая задача, что ведет к стандартизированным решениям, отдающим предпочтение эффективности перед контекстом. Однако архитектура неразрывно связана со своей средой - здания взаимодействуют с климатом, топографией и культурной историей способами, требующими особого подхода. Как архитектура может принимать решения, специфичные для конкретного места, вместо того, чтобы полагаться на стандартизированные списки требований к устойчивости? Этот разговор тесно связан с концепцией Гения Лоци, или духа места, введенного Кристианом Норбергом-Шульцем и поддержанного архитекторами, выступающими за проекты, которые гармонируют с их окружением. Это предполагает, что архитектура не должна навязываться местности, а скорее возникать из нее, основываясь на местных материалах, климате и культурном значении. Эта философия бросает вызов широкому использованию общих технологий устойчивости, предлагая вместо этого концепцию, что устойчивость должна быть непосредственно связана с местом, в котором она применяется.

Устойчивость как местный ответ

Дизайн, ориентированный на конкретную местность, тесно связан с неорационализмом, движением, которое выдвинул Альдо Росси в ответ на универсализм Международного стиля. Работы Росси показывают, как архитектура может одновременно отражать и превосходить свой контекст. Например, кладбище Сан Катальдо воплощает двойственность: его кирпичный фасад отголоски индустриального ландшафта окружающей местности, в то время как его геометрические формы отвечают современным дизайнерским чувствам. Аналогично, Teatro del Mondo отражает венецианские каналы и построенный ландшафт города, показывая, как архитектура может быть одновременно современной и глубоко укорененной в своем местоположении.

Это напряжение между глобализированными архитектурными тенденциями и локализированным дизайном служит примером для переосмысления того, как обычно используется устойчивость. Быть современным, постмодернистским или современным не означает быть менее способным к качествам дизайна или менее эффективным в реагировании на проблемы и обстоятельства. Быть устойчивым, в конечном итоге, означает быть способным "удовлетворять собственные потребности, не ограничивая возможности будущих поколений удовлетворять их потребности".

Однако эта глобализация архитектуры не обошлась без критики. Жан Нувель в Луизианском манифесте подчеркнул неблагоприятное воздействие однородных архитектурных практик, утверждая, что "архитектура, более чем когда-либо, уничтожает места, банализирует их, насилует их".

Мы должны установить чувствительные, поэтичные правила и подходы, которые будут говорить о цветах, сущностях, характерах, (...) специфике дождя, ветра, моря и горы (...) Архитектура означает трансформацию, организацию изменений того, что уже есть... Архитектура должна рассматриваться как изменение физического, атомного, биологического континуума... Архитектура означает адаптацию условий места к определенному времени благодаря воле, желанию и знаниям определенных людей. Мы никогда не делаем это в одиночку. Жанн Нувель, Луизианский манифест

Эта перспектива находит отклик у Аньи Тирфельдер и Маттиаса Шулера в «In Situ: Специфика местности в устойчивой архитектуре» — опубликовано как часть книги «Экологический урбанизм» — утверждая, что устойчивая архитектура не должна принимать универсальный метод и вместо этого творчески реагировать на местные условия. Архитектор должен адаптировать проекты с учетом этих соображений и не использовать устойчивость как популизм, подчеркивая важность учета экологических и культурных нюансов для создания значимых и эффективных архитектурных решений.

Принимая эти ограничения и обстоятельства, архитектура может развиваться в дисциплину, которая не только адаптируется к окружающей среде, но и улучшает ее. Тогда вопрос становится таким: как архитекторы могут интегрировать устойчивость на глубоко специфичные для места способы?

Использование подземных ресурсов

Одним из наиболее эффективных способов интеграции устойчивости в архитектуру является использование подземных ресурсов - природных энергетических запасов, которые, при правильном использовании, резко снижают потребление энергии и остаются практически незаметными. Этот подход перемещает устойчивость от явных технологических приложений к встроенным, ориентированным на место стратегиям, таким как геотермальная энергия, подземная изоляция и тепловая масса.

Школа Цольферайн в Германии, спроектированная SANAA, является примером этой стратегии. Расположенное на краю бывшей угольной шахты, здание использует захваченную шахтерскую воду, которая поддерживает постоянную температуру 29°C (82°F), для обогрева его тонких бетонных стен через систему «активной изоляции» - геотермальную энергию. Это решение с низким энергопотреблением возможно только благодаря конкретным условиям места, показывая, как архитектура может преобразовать промышленные остатки в устойчивые источники энергии.

Аналогичный подход используется в проекте Linked Hybrid Building в Пекине, спроектированном Steven Holl Architects. Проект состоит из восьми взаимосвязанных башен, окружающих центральное общественное пространство, образуя плотный городской комплекс, способствующий социальному взаимодействию. Под землей 600 скважин, каждая глубиной 100 метров (300 футов), действуют как теплоаккумуляторы зимой и источники охлаждения летом. Эта система значительно снижает зависимость от механических систем охлаждения и отопления (HVAC), доказывая, что даже крупномасштабные разработки могут интегрировать подземные стратегии устойчивости при правильном проектировании.

Другой пример - здание The Edge, офисное здание в Амстердаме, спроектированное PLP Architecture. Признанное одним из самых энергоэффективных офисных помещений в мире, оно использует систему хранения тепловой энергии водоносного горизонта, в которой холодная вода запасается под землей зимой, а теплая вода - летом. Этот цикл позволяет зданию регулировать свою температуру в течение всего года с практически нулевым потреблением энергии.

Но помимо геотермального отопления и охлаждения, подземные помещения также могут пассивно регулировать температуру за счет использования тепловой массы. Вальс Термальные Ванны, созданные Петером Цумтором, демонстрируют этот подход. Вырезанные в склоне холма, бани пользуются естественными горячими источниками под участком. Тепловая масса окружающего камня стабилизирует внутренний климат, минимизируя необходимость в дополнительном отоплении или охлаждении и снижая внешние температурные колебания. Это напоминает дома, заглубленные в землю, которые часто встречаются в скандинавских странах и которые частично или полностью построены под землей, чтобы воспользоваться изолирующими свойствами земли.

Более жилой интерпретацией этой идеи является дом в Монсаразе в Португалии, спроектированный Aires Mateus. Частично закопанный в ландшафт, дом пользуется изолирующими свойствами земли, поддерживая стабильные температуры внутри помещений с минимальной необходимостью в активном климатическом контроле. Эта стратегия напоминает традиционную архитектуру, которую видно в Средиземноморском регионе и пустынных районах, где дома исторически высекались в скалах или встраивались в склоны холмов, чтобы противостоять экстремальным внешним температурам.

В городских контекстах RÉSO Underground City в Монреале демонстрирует, как подземные пространства могут повысить устойчивость климата. Изначально разработанный для защиты от зимы, обширная подземная сеть теперь служит энергоэффективным расширением города, снижая затраты на отопление и воздействие экстремальной погоды.

Дизайн для климата и культуры

Архитектура также должна реагировать на климатическую реальность и культурные традиции, включая пассивные стратегии, такие как затенение, естественная вентиляция и выбор материалов.

В засушливых климатах пассивные стратегии охлаждения заменяют потребность в механическом кондиционировании воздуха. Лувр Абу-Даби, спроектированный Atelier Jean Nouvel, оснащен перфорированным куполом, вдохновленным Ближневосточными машрабия-экранами, фильтрующими сильный солнечный свет, одновременно поддерживая воздушный поток. Аналогичным образом, они включают кинетический фасад, который динамически регулируется, чтобы уменьшить солнечную радиацию, балансируя местную традицию с технологическим нововведением. Треугольные элементы фасада динамически регулируются для контроля солнечной экспозиции, значительно уменьшая тепловой поток, сохраняя при этом видимость и естественный свет внутри здания. Это слияние местной традиции и современной технологии показывает, как культурное наследие может быть адаптировано для повышения энергоэффективности.

Напротив, в более холодных климатах архитектура приоритетно уделяет внимание изоляции и удержанию тепла. Традиционные европейские и скандинавские здания часто используют толстые каменные или деревянные стены для захвата тепловой энергии, подход, который современные проекты продолжают усовершенствовать. Культурный центр во Врое использует высокопр

Дата:

2025, 13.03

другие новости