Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Переизбыток: исследование целенаправленно расточительных пространств в дизайне жилых помещений.

Переоснащение может рассматриваться как архитектурная стратегия через призму устойчивости - приведение пространств в соответствие с изменениями, новыми трактовками и будущими потребностями. Однако, могло бы переоснащение также предложить продуктивный угол зрения для переосмысления пространственного дизайна? Существуют ли параллели в архитектурной теории или практике, соответствующие этому понятию, как это исследовалось влиятельными фигурами в дискурсе о пространстве?
Этот вопрос становится особенно актуален в жилищном дизайне, особенно в регионах, таких как Гонконг или Токио, где стремление максимизировать пространство является культурной и практической нормой. Дизайнеров часто просят "использовать каждый дюйм" для хранения и функционирования, что отражает склонность жителей к накоплению вещей, несоизмеримо большому с их жилым пространством.

Фотопроект Питера Мензеля "Материальный мир: глобальный семейный портрет" наглядно иллюстрирует это явление, запечатлев изобилие имущества, обитающего в маленьких и больших домах по всему миру. В этом контексте, каким образом переоснащение, конкретно сознательное включение "непрограммируемого" или кажущегося бесполезным пространства, может способствовать балансу и удобности использования таких домов?

Бесполезные пространства, дома и места без функции

Многие владельцы домов рассматривают свои жилые пространства как машины, иногда неправильно понимая знаменитый концепт Ле Корбюзье "дом есть машина для жизни". Эта узколобая точка зрения часто приводит к чрезмерной оценке полезности - заполнению углов ванной комнаты элементами хранения, превращению стен гостиной в полутораэтажные полки и трансформации каждого маленького угла в функциональные пространства, такие как гардеробные комнаты. Этот навязчивый акцент на оптимизации каждого квадратного дюйма может привести к чрезмерно загроможденным и тесным помещениям.

Но что если специально создавать "функционально пустые" пространства - намеренно оставленные пустыми или неопределенными - могло бы сыграть ключевую роль в балансе дома? Такие пространства могут облегчить перегруженность и предложить ощущение простора, улучшая общий жизненный опыт. Страх "ничего не делать" с определенными частями дома часто исходит из представления, что неиспользованное пространство - это пустая трата инвестиций. Однако, этот взгляд не учитывает нематериальные преимущества пустоты. Открытые, незанятые области могут повысить качество пространства, способствовать релаксации и улучшить эстетику дома, в конечном счете, предложив больше удовлетворения, нежели заполнение каждого угла функцией.

Вместо приоритета полезности во всем, принятие переоснащения непрограммируемого пространства может привести к более здоровому, сбалансированному дому. Иногда самый большой вклад пространства заключается в его потенциале - не в его немедленной функции, а в его способности предоставлять место для размышлений, адаптивности и "дышащести" в повседневной жизни.

Кадзуо Синохара - расточительное пространство

Концепция переоснащения, особенно в форме "бесполезного" или "расточительного" пространства, была не уделена внимание, но привлекательный аспект архитектурного дискурса. Кадзуо Синохара, почитаемая фигура в современной японской архитектуре, заявил: "Дом - это произведение искусства." Во время лекции в Гарвардской школе дизайна, обладательница Премии Прицкера архитектор Кадзуё Седзима размышляла о идеях Синохары, контрастируя их с практическими, направленными на эффективность уроками, с которыми она столкнулась в школе. Ее образование подчеркивало короткие циркуляции, логические смежности (например, размещение столовых рядом с кухнями) и прагматичную организацию пространства. Однако Синохара предложил совершенно другой взгляд - тот, который ценил muda no kukan (расточительное пространство).

"... Я задумал идею расточительного пространства как базовое понятие. Я подумал, что выражение расточительного пространства будет возможным ... через внутреннее ощущение пустоты или недостаточного пространства ... Я добился ощущения расточительного пространства через экстремальное упрощение жилых функций." - Кадзуо Синохара, 1982 эссе

Синохара критиковал чрезмерное ударение на функциональности в архитектуре, утверждая, что это часто приводит к ненужно сложным, переполненным дизайнам, отдаляющимся от сущности того, как пространство должно служить своим обитателям. Вместо создания громоздких домов с большими, не дифференцированными пространствами, он исследовал, как меньшие, упрощенные пространства могут предоставлять глубокое ощущение обитания и размышления. Эти функционально пустые области - не разработанные для адаптивности или практического повторного использования - существуют исключительно для обогащения радости проживания. Вместо того, чтобы заполнять каждый угол заранее определенными целями, Синохара предлагал пространства, которые просто есть, позволяя обитателям передвигаться, останавливаться и обитать без того, чтобы полезность диктовала их опыт.

На практике Синохара интегрировал эту философию в несколько проектов, включая House in White (1966), Uncompleted House (1971) и, что наиболее заметно, Repeating Crevice House (1971). В последнем его концепция "щелевого пространства" материализовалась через дублирование лестниц. Эти избыточные лестницы, далекие от того, чтобы служить исключительно функциональным ролям, создавали вертикальные срезы и двойные высотные карманы, которые чувствовались практически бесцельными. Их присутствие удаляло давление служения одной определенной функции, предлагая жителям моменты пространственного баланса и умиротворения. Эти "эпизоды" чистого пространства - ни полностью функциональные, ни полностью искусство - иллюстрировали, как переоснащение может превратить дом в произведение искусства, а не просто в машину для жизни.

Пример дома для исследований Эймса и другие современные примеры

При изучении жилищного дизайна в разных культурных и временных контекстах появляются неожиданные параллели с концепцией расточительного или функционально пустого пространства Кадзуо Синохары. Иконический дом Эймс (Дом для исследования No. 8) предлагает захватывающее сравнение. Хотя он прямо не адаптирует muda no kukan Синохары, дом Эймс включает элементы, соответствующие аналогичным принципам.

Дизайн дома включает два поразительных двойных пространства на противоположных концах: одно функционирует как гостиная, а другое - как студия. Эти области демонстрируют сознательное переоснащение объема, с их высокими потолками, подчеркивающими щедрость пространства. Двойственность этих пространств смешивает их идентичности - то, что служит гостиной, могло бы так же эффективно функционировать как студия. Это дублирование целей зеркалит избыточные лестницы в Repeating Crevice House Синохары, где повторяющиеся архитектурные элементы критикуют свою собственную функциональность. Подход Эймсов освобождает эти пространства от давления служения одной конкретной цели, позволяя им существовать как неопределенные зоны, которые ставят опыт выше полезности.

В современной жилищной архитектуре концепция расточительного пространства - будь то намеренная или случайная - стала более актуальной. Лестничные площадки и вертикальные циркуляции, в частности, служат плодородной почвой для этой идеи, предлагая моменты, выходящие за рамки иначе неослабной функциональности дома.

Например, в резиденции Ванг от 2BOOKS DESIGN сознательное размещение зеркала на верхней площадке лестницы превращает пространство в момент паузы. Зеркало отражает обитателей и создает внезапное прерывание темпа и пространственного ритма, приглашая к как метафорическому, так и буквальному размышлению. Этот продуманно "расточительный" дизайн прерывает поток движения, побуждая обитателей задержаться и испытать пространство за пределами его функционального назначения.

Аналогично, жилища Paysandú от Bakro-Mayorano используют вертикальные пустоты рядом с лестницами для создания драматичных и намеренных пространственных пауз. Двойное пространство возле лестниц, свободное от мебели или явного функционального использования, работает как буфер между плотно расположенными гостиной, столовой и кухонными зонами. Избегая беспорядка или заранее определенных целей, архитекторы создают переходную зону, которая улучшает общий пространственный опыт.

В обоих случаях эти сознательные переоснащения действуют как трещины в планировке, вводя моменты размышлений и отрыва от плотно упакованных, утилитарных функций дома. Такие расточительные пространства обогащают опыт проживания, способствуя эмоциональному и чувственному связыванию с архитектурой.

Функционально пустые пространства вводят масштабное смещение, освобождая обитателей от ограничений чисто функциональных жилых сред. Подчеркивая обитание как акт переживания, переоснащенные и расточительные пространства играют важную роль в создании домов, приоритетом которых являются эмоциональные и чувственные потребности обитателей, а не простое увеличение хранения или полезности. Эти моменты щедрости пространства обогащают архитектуру, утверждая, что иногда делая "меньше" с пространством или будучи намеренно расточительными, можно достичь гораздо большего.

Дата:

2024, 23.11

другие новости