Архитектура Studio Muoto олицетворяет бесконечные определения того, чем должна быть архитектура, но что более важно – того, чем она может стать. Сфера деятельности парижского бюро, основанного в 2003 году Жилем Делалексом и Ивом Моро, включает проекты в области архитектуры, дизайна выставок, градостроительства, преподавания и исследовательской деятельности. Всё это привело к созданию архитектуры с минимальными структурами, которая красиво стареет, архитектуры, которая развивается и адаптируется со временем, и которая является экономически и экологически устойчивой.
Архитектуру можно анализировать с точки зрения того, что она позволяет, и как она создает возможности. Как она допускает неожиданное, как она переопределяется своими функциями и поощряет или нет захват пространства.
У нас была возможность поговорить с Жилем Делалексом, одним из двух партнеров Studio Muoto, перед его лекцией под названием «Практики свободы», конференцией, представленной в Центре современных архитектурных исследований Университета Торкуато Ди Телла в Буэнос-Айресе, Аргентина. В ходе своего выступления архитектор определил, что для них значит свобода в архитектуре через их проекты, художественные интервенции и исторические события, и мы обсудили их подход к архитектуре и их методы работы.
Мы часто ищем способ, каким здание или общественное пространство может быть занято, а не просто присвоено. Наполненное толпой, например, а затем опустошенное. А затем снова наполненное... И именно в этом призыве к занятию пространства мы видим идею свободы.
Как начиналась работа Studio Muoto? Сколько людей работает в бюро сегодня?
Studio Muoto было создано в 2003 году, когда Ив Моро и я сотрудничали над нашим первым конкурсом, Европейским конкурсом для молодых архитекторов, который мы выиграли. В 2009 году мы выиграли наш первый государственный заказ в Париже на смешанное здание жилья, социальное жилье и детский сад. За продолжающиеся годы мы участвовали в различных проектах, таких как видеоинсталляции, подрядчики для других, и после нескольких маленьких активностей и разных видов работ мы учредили архитектурную практику Muoto. Затем мы продолжили в основном с государственными заказами во Франции. Рост нашего офиса был постепенным и стабильным, и на данный момент в нашей команде примерно 15 человек, которые вносят вклад в работу практики.
На какие программы и заказы вы в основном сосредотачиваетесь?
У нас сейчас в студии обсуждается много разных тем. Мы часто работаем над программами, связанными с учебными заведениями, университетами и школами, поэтому образование и преподавание - темы, которые мы регулярно изучаем. Хотя жилые проекты не составляют большинство наших построенных работ, это также программа, которая очень нас интересует и на которую мы сосредотачиваемся и направляем наши исследования. Кроме того, мы также занимаемся исследованиями технического оборудования, особенно в контексте проектов инфраструктуры. Также нас интересуют здания смешанного использования, особенно в вопросе того, как ассоциировать различные программы, которые обычно работают автономно, и объединять их с точки зрения архитектуры, программирования и технических вопросов. Мы часто занимаемся вещами, которые раньше не делались, и это требует определенного внимания к вопросам типов и типологий, и это одна из характеристик нашего офиса.
Что для вас значит архитектура? Какова, по вашему мнению, роль архитектуры сегодня?
Архитектура - это деятельность, которая находится в центре нескольких других видов деятельности. Во время нашей работы с инсталляциями, видео и мелкомасштабным градостроительством и в конечном итоге со строительством также происходили другие виды деятельности, такие как исследования, написание статей и преподавание. Поэтому архитектура для меня - это область, в которой мы стараемся иметь максимально возможное количество деятельности вокруг нее. Идея строительства зданий, находящихся в центре этого; но мы стараемся не просто создавать здания. Общество быстро меняется, а архитектура не так быстро, поэтому от архитектуры требуется, чтобы она сохраняла актуальность в долгосрочной перспективе. Когда мы строим, мы должны представить что-то, что продержится очень долго, вероятно, дольше нашей собственной жизни, и понимать, что мы могли бы начать думать о некотором проекте, который будет построен через несколько лет, когда вещи могут быть совсем иными.
Важно рассматривать архитектуру как анахронистическую дисциплину, делая сознательные усилия, чтобы отступить от настоящего, чтобы обрести некоторое расстояние и перспективу. Ритм и темп архитектуры сильно отличаются от быстрого темпа наших времен. Архитектура должна напоминать нам о том, что есть вещи, которым требуется значительное количество времени для изменения и развития и что всегда будут новые вещи в будущем. Анахроничный аспект архитектуры - это, безусловно, одна из самых важных концепций для нас на данный момент. Мы знаем, что происходит сегодня, и мы можем предсказать немного ближайшего будущего, но единственное, в чем мы уверены, это то, что вещи будут иными, поэтому важно иметь это в виду при проектировании зданий.
Понятие о том, что вещи неизбежно изменятся, отражается в ваших проектах; идея оставить здание незавершенным дает ему потенциал стать чем-то другим в будущем. Каков ваш подход к этому?
Хотя наши здания на техническом уровне не являются незавершенными, мы любим воспринимать их так. Нам нравится работать с идеей о том, что функции здания не полностью определены. Некоторые вещи требуют от нас быть очень конкретными, но некоторые другие не требуют столь же строгой фиксации. Мы часто стараемся отстранить архитектуру от вопроса стиля, поскольку она должна оставаться актуальной и иметь смысл в долгосрочной перспективе. Этот подход работает для нас при проектировании, и этот подход работает и для пользователей, районов и городов. Идея незавершенного здания возникла изначально как эстетический выбор, в каком-то смысле, но чаще всего это идея сохранения открытости функций и использования.
Внутренние свободные пространства Сакле, например, являются местами, которые не спланированы, но тем не менее существуют и широко определены с точки зрения толпы, которая их занимает. Они становятся дефункционализированными в момент занятия и затем повторно функционализируются в зависимости от способа их использования. «Пластичность» мест заключается в том, что они могут быть заняты и испытывать различные виды использования в зависимости от занятости.
Как вы уравновешиваете эту свободу захвата пользователей и программные требования здания?
Мы обычно проектируем здание вокруг программы, очень точного и крупного технического задания, которое часто приносят клиенты. Во Франции программа сама по себе иногда поступает как книга, где все определено. Мы стараемся выйти за рамки этой точности и думаем, что даже до постройки программа изменится много раз. Это философия, в которой архитектура создает программу так же, как программа создает архитектуру, потому что, как только здание сдано, оно становится чем-то другим. После этого есть другая жизнь, а затем, возможно, еще одна и так далее. Вместо того, чтобы говорить о функции или программе, мы думаем о месте и о роли здания в более широком контексте. Размышления о здании на расстоянии.
Мы часто работаем с государственными заказами, поэтому клиент как будто «призрак», кто-то, кого ты не знаешь, и в итоге мы не знаем, кто там будет жить. Есть целая традиция в архитектуре думать о весьма конкретном использовании: о том, как ты сидишь рядом с окном, как ты готовишь с семьей, о пространственной связи между одной комнатой и другой. Я думаю, что когда мы проектируем, мы, в каком-то смысле, проецируем себя в жизнь других. Мы склонны думать не столько о способах использования, сколько об активности, и это немного другое.
В Сакле, например, размеры площадок у лестниц становятся зонами встреч, где студенты договариваются встретиться перед походом в ресторан, и формируют своего рода вертикальную улицу. Другими словами, это большой, вертикальный общественный проход на открытом воздухе, но внутри здания. Также есть общественный проход на уровне земли, который становится велопарковкой, потому что оборудован обручами, но также является проходом между площадью на юге и улицей. Каждый раз при его занятии можно сказать, что эту архитектуру и толпу, которая ее занимает, переопределяют их соответствующие роли.
Некоторые из ваших зданий и проектов склонны быть архитектурой, смешанной с инфраструктурой. Расскажите нам больше о том, как вы переводите инфраструктуру в свою работу?
Инфраструктура была предметом исследований для нас уже давно. Хотя в инфраструктуре нет архитектуры, это является источником вдохновения. Инфраструктура имеет пространственный статус сейчас, более анахроничный, чем архитектура, потому что она длится даже дольше. Современная инфраструктура в городах, такая как аэропорты и железнодорожные пути, трудно уменьшить; вы можете разрушить их только полностью и разрушить всю сеть, поэтому они действительно более анахроничны, чем архитектура. Те, которые остаются и которые отреставрированы, расширены и изменены, приводят к довольно интересным формам городских мест, где мы на самом деле живем, и это обычно структуры, которые не абсолютно спроектированы, или где дизайн не был основным фокусом. Это концепция, которую мы любим извлекать из области инфраструктуры в наши архитектурные проекты.
О вашем последнем вкладе в Венецианскую б
2024, 06.12