В течение почти двух последних десятилетий города по всему миру принимали "звездную архитектуру" — футуристические, привлекающие внимание здания, спроектированные всемирно известными архитекторами. В Китае эта тенденция была особенно заметна, поскольку стремительная урбанизация стимулировала строительство таких знаковых мегаструктур, как Galaxy SOHO Захи Хадид, штаб-квартира CCTV от OMA и Стадион "Птичье гнездо" в Пекине от Herzog & de Meuron. Во времена их строительства все эти здания были восприняты как символы прогресса и глобальных амбиций. Однако архитектура в мире начала смещаться в сторону более контекстоориентированного, ориентированного на человека подхода, и Китай вышел на передний план как один из ключевых участников этого преобразования. В этом году Прицкеровская премия 2025 года Лю Джиакуна еще больше подчеркнула этот сдвиг.
В этот раз решение жюри подчеркивает работы, которые направлены на более ориентированный на человека подход к архитектуре, ценящий местную культуру, устойчивость и социальное вовлечение выше эстетического великолепия. Работа Лю сосредоточена на скромности, традициях и внимании к месту, одновременно ценящая тихую интеграцию, отвечающую местным потребностям. Она ориентирована на то, чтобы окружающая среда, история и культура формировали каждый проект.
Прицкеровская премия не всегда награждала эту контекстно-ориентированную архитектуру. В конце 20 века и в начале 2000-х награда часто присуждалась за смелые, скульптурные дизайны. Эту эпоху "звездной архитектуры" доминировали лауреаты Прицкера, такие как Фрэнк Гери (1989), Рем Колхас (2000) и Заха Хадид (2004). Все они были авторами известных архитектурных икон, которые помогли многим городам стать известными на карте мира. Таков случай с музеем Гуггенхайма Гери в Бильбао, вдохновившим "Эффект Бильбао", но вызвавшим вопросы о том, действительно ли такие проекты приносят пользу городам. Аналогично, здание CCTV Колхаса стало символом Пекина, но позже вызвало дебаты о том, как мегаструктуры служат простым пользователям. В эту эпоху эстетические инновации и формальные эксперименты казались основными критериями для получения Прицкера.
Тем не менее, начиная с 2010-х, в критериях премии стал заметен сдвиг. Жюри стало признавать архитекторов, которые совмещали инновации с социальной и экологической ответственностью. Это можно наблюдать по списку наград Прицкера последних лет, поскольку экологический и ориентированный на сообщество дизайн начал определять характеристики работы новых лауреатов.
Несколько примеров демонстрируют этот сдвиг, таких как Ван Шу в 2012 году, который был первым китайским лауреатом. Он предпочитал традиционные китайские материалы и ручные техники. Затем в 2016 году Алехандро Аравена был отмечен за свою социально ориентированную архитектуру, в частности, его проекты поэтапного жилищного строительства. В 2019 году Арату Исодзаки отмечен за его глубокую чувствительность к историческим и культурным контекстам, в то время как в 2021 году Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль были награждены за принцип "никогда не сносить", который сосредоточен на адаптивном повторном использовании и эффективном использовании ресурсов. Следуя этому новому фокусу, в 2022 году Диебедо Франсис Кере стал первым африканским лауреатом, признанным за его гуманитарный подход и использование местных материалов в климатически ответственных школах и гражданских зданиях. Вместе эти лауреаты отходят от эпохи высокобюджетной "звездной архитектуры", демонстрируя ценность акцента на общинности, экологической ответственности, контексте и социальном вовлечении, новый набор критериев, медленно становящийся основой международно признанного архитектурного мастерства.
Эта эволюция подтверждена в этом году признанием Лю Цзякуня. Вместо продвижения "личного стиля" он опирается на оценку специфических характеристик и требований каждого проекта. Более внимательно изучив, можно составить общую картину дизайнерского подхода, который принес ему приз за отмечание жизни обычных граждан. В West Village – Basis Yard в Чэнду Лю переосмысливает развитие высокой плотности, смешивая общественные и частные пространства, доказывая, что даже в плотно застроенных городах общественные пространства могут оставаться открытыми, инклюзивными и увлекательными. Также в этом же городе Музей каменной скульптуры Луейюань гармонирует с окружающей средой с помощью затененных аллей, водных элементов и естественной вентиляции для снижения энергопотребления.
В Музее императорской кирпичной печи в Сучжоу он демонстрирует свою чувствительность к сохранению культуры, интегрируя древние развалины печей в современное выставочное пространство, которое активно вовлекает посетителей. Наконец, его проекты восстановления после землетрясения в Вэньчуане, включая инициативу "Возрождение кирпичей", подчеркивают, как архитектура может служить силой устойчивости и памяти. Его подход показал, как из обломков после катастрофы можно сделать прочные, устойчивые материалы, которые восстанавливают не только структуры, но и чувство идентичности общества.
Работа Лю Джиакуна — это не просто собрание хорошо спроектированных проектов; она представляет собой более широкий сдвиг в сторону архитектуры, отдающей приоритет людям и контексту. Прицкеровская премия является отражением этого изменения отношения в международном дизайн-сообществе, продвигая подходы, которые стремятся быть не выражением личности, а платформой для социальной согласованности и экологической осознанности, не пренебрегая при этом эстетическими качествами архитектуры. Это предполагает, что наибольшее воздействие исходит не от монументальных жестов, а от ее способности служить людям, уважать историю и реагировать на природный контекст. Работа Лю предлагает перспективу будущего, в котором архитектура — это не просто предмет восхищения, а неотъемлемая часть жизни.
Мы приглашаем вас ознакомиться с полным освещением Прицкеровской премии на ArchDaily.
2025, 20.03