Путешествие через наследие Эйлин Грей и её самого знаменитого дома на Лазурном Берегу во Франции, "E.1027 – Эйлин Грей и дом у моря", под руководством режиссеров Беатрис Мингер и Кристофа Шауба, приглашает зрителей в многослойное наследие пионерского ирландского архитектора и её уникальное видение модернизма. Разработанный в конце 1920-х годов, особняк воплощает не только гениальность Грей в архитектуре, но и несет тень тревожных рассказов, связанных с Ле Корбюзье и Жаном Бадовичи. Через свою документально-художественную ленту Мингер и Шауб освещают переломную работу Грей и критикуют господствующие нарративы мужской доминации в истории модернизма.
Фильм был первоначально задуман как проект о Ле Корбюзье, однако, углубляясь в свои исследования, Мингер и Шауб открыли для себя нерассказанную историю Грей и почувствовали необходимость сменить фокус фильма. Отражаясь на этот поворотный момент, Мингер объясняет: "Изначально фильм задумывался о Ле Корбюзье, но когда Кристоф и я начали процесс исследования, мы наткнулись на эту историю, касающуюся его и Эйлин Грей, и влюбились в неё". Этот поворотный момент позволил режиссерам переосмыслить нарратив с точки зрения Грей, раскрывая сложности и напряжения между двумя архитекторами в новом и тонком свете.
Взаимоотношения между Грей и Ле Корбюзье остаются источником интриги и дебатов. Привлеченный необычным очарованием E.1027, Ле Корбюзье несколько раз посещал дом и в конечном итоге нарисовал на его стенах муралы без согласия Грей — акт, который широко считается нарушением её работы. Фильм Мингер пересматривает это событие глазами Грей, стремясь взглянуть за пределы известного акта, чтобы исследовать более широкие последствия. "Идея состояла в том, чтобы выйти за рамки вандализма дома со стороны Ле Корбюзье, показывая её перспективу всей ситуации в том историческом контексте", - объясняет она. Для Мингер конфликт выходит за рамки физического акта; он олицетворяет навязывание Ле Корбюзье своих идеалов и, символически, мужское доминирование над творческим выражением Грей. "Это мужское желание завоевать все, что неизведанно, говорит многое о колониализме", - добавляет Мингер, подчеркивая, как личные переплетения этих архитекторов отражают более широкие вопросы власти и контроля.
История Грей остается актуальной сегодня не только для её архитектурных достижений, но и как напоминание о тех вызовах, с которыми женщины продолжают сталкиваться в мужской области деятельности. E.1027 был больше, чем дом; это был манифест философии дизайна Грей и её преданности модернизму. Оформляя историю Грей в современном контексте, фильм связывает прошлое и настоящее, выделяя устойчивое влияние гендерной динамики в творческих областях.
Фильммейкеры прибегли к театральному подходу к своему произведению, включая декорации, напоминающие сцену театра, расширяющие нарратив. "Мы использовали этот художественный дизайн, напоминающий театральную сцену, чтобы и расширить повествование за пределы кинематографического пространства, и как способ изобразить момент, когда Ле Корбюзье рисует стены дома", - объясняет Мингер. Этот стилизованный подход усиливает драматическую напряженность истории, превращая декорации в символическую арену, где идеалы Грей сталкиваются с навязчивым влиянием Ле Корбюзье, обеспечивая многослойный опыт для зрителей.
Съемки в самом E.1027 представили уникальные вызовы. Как объект культурного наследия, правила сохранности особняка наложили строгие ограничения на съемочную группу. "У нас было не так много времени для съемок в доме", - вспоминает Мингер. "Как объект культурного наследия, есть определенные правила, которым мы должны следовать... Это было непросто, но определенно очень интересно иметь возможность быть там и снять некоторые сцены". Чтобы справиться с этими ограничениями, режиссеры использовали компьютерную графику для реконструкции окружения виллы так, как она выглядела в эпоху Грей, совмещая историческую достоверность с визуальным повествованием.
В конечном итоге, "E.1027 – Эйлин Грей и дом у моря" превосходит традиционные нарративы, приглашая зрителей в многомерное исследование наследия Грей, её видения и её борьбы. Освещая эмоциональные и символические аспекты её конфликта с Ле Корбюзье, Мингер и Шауб не только возвращают Грей заслуженное место в истории архитектуры, но и заставляют аудиторию задуматься о долговечном влиянии гендера и власти в дизайне.
Фильм принес Беатрис Мингер и Кристофу Шаубу награду за Лучшую Режиссуру на Зюрихском кинофестивале 2024 года и имел премьеру в США на Фестивале архитектуры и дизайна в Нью-Йорке в сентябре этого года. Клэр Бродка и Ромулло Баратто из ArchDaily имели возможность поговорить с Мингер по этому поводу.
2024, 13.11