Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Глобальные архитекторы, локальные контексты: исследование идентичности в культурных ориентирах Персидского залива

В последние годы регион Персидского залива стал глобальным центром развития культуры и архитектуры, поручая проектирование своих самых заметных музеев и учреждений признанным на международном уровне архитекторам. Эти проекты, охватывающие от Лувра Абу-Даби, созданного Жаном Нувелем, до Музея исламского искусства в Дохе, спроектированного Ай Эм Пеем, часто разрабатываются иностранными архитекторами, но они стремятся интегрироваться в свой контекст с помощью стратегий, которые учитывают природный ландшафт, климат и архитектурные традиции региона. Этот вопрос порождает фундаментальный вопрос: Что определяет местную архитектуру в 21 веке?

Вместо простого копирования традиционных форм, эти проекты стараются взаимодействовать с местностью разными способами: через абстракцию ландшафта, адаптацию к климату, новую интерпретацию традиционных форм и национальную символику. Хотя эти методологии обеспечивают рамки для интеграции современной архитектуры в развивающуюся идентичность Залива, они также подчеркивают скрытое напряжение: Может ли архитектурный язык, разработанный международными фирмами, действительно отразить культурные и пространственные нюансы региона? В этой статье исследуется, как эти музеи и учреждения находят это равновесие, анализируя стратегии, используемые для связи с окружающей средой, совмещая это с глобальным дизайнерским этическим кодексом.

Во многих недавних ландшафтах Залива архитекторы обращались к природной среде, скорее чем к историческим архитектурным формам, в качестве отправной точки для создания уникального чувства места. Проекты, такие как Национальный музей Катара в Дохе (2019), спроектированный Жаном Нувелем, и музей "Оман через века" в Низве (2023), спроектированный австралийской компанией COX Architecture, опираются на геологические образования, а не на культурное наследие, чтобы установить свою связь с землей. Вместо навязывания одной монументальной формы, эти проекты стремятся интегрироваться с окружающей средой, абстрагируя естественные ландшафты в архитектурные композиции.

Национальный музей Катара интерпретирует "розу пустыни", кристаллическую минеральную образование, присущее региону, в виде системы переплетающихся дисков, которые, кажется, возникают из земли. Фрагментированная природа структуры позволяет ей реагировать на масштаб своего местоположения без перегрузки, создавая форму, которая одновременно органична и контролируема. Похожим образом, музей "Оман через века" зеркально отражает зазубренный силуэт гор Аль-Хаджар, используя острые, угловатые объемы для визуального продления естественных вершин в построенную среду. В обоих случаях здания представлены в виде архитектурных расширений пустыни, укрепляя связь с местностью через массу, текстуру и масштаб, а не через явные исторические ссылки.

Эти подходы предполагают, что современная архитектура Залива все более определяется своим отношением к ландшафту, рассматривая природные формы как культурные маркеры. Хотя этот метод предоставляет сильную визуальную и пространственную связь с регионом, он также является отходом от традиционных урбанистических и архитектурных моделей, смещая дискуссию от исторических построенных сред к архитектуре абстракции.

Дизайн, отвечающий климату
Экстремальный климат региона Персидского залива исторически формировал архитектурные решения, от плотных городских тканей до устройств затенения, снижающих тепло. Недавние музейные проекты, спроектированные международными архитекторами, продолжают это наследие, интегрируя пассивные охлаждающие техники, фильтрацию света и пространственную организацию для управления температурой и дневным светом. Два заметных примера - Лувр Абу-Даби (2017), спроектированный Жаном Нувелем, и Diriyah Art Futures (2023), спроектированный Schiattarella Associati, оба из которых используют стратегии затенения, происходящие из традиционных форм.

В Лувре Абу-Даби плавающий купол действует как современная интерпретация машрабии, традиционной деревянной решетки, используемой в исламской архитектуре для регулирования света и потока воздуха. Перфорации купола создают эффект "дождя света", который смягчает интенсивность солнца и создает тень над музейным комплексом. Это инженерное решение расширяет исторический принцип до монументального городского масштаба, используя технологии для усиления архитектурного отклика, глубоко укоренившегося в прошлом региона.

В более урбанизированной среде Diriyah Art Futures следует другой стратегии. Расположенный вдоль хребта Вади Ханифа, здание включает в себя узкие проходы и затененные дворики, напоминая компактную городскую ткань населенных пунктов Наджд. Эти элементы помогают регулировать поток воздуха и создавать микроклиматы, которые позволяют более комфортные наружные пространства, укрепляя связь между построенной формой и адаптацией к окружающей среде.

Через эти проекты международные архитекторы согласовывают форму и функцию с климатом региона таким образом, что сочетают техническое новшество с историческим прецедентом. Акцент на техниках затенения и охлаждения демонстрирует продолжение архитектурного диалога с климатическими условиями, даже когда материалы и методы строительства развиваются.

Абстракция традиционных форм
В то время как некоторые проекты непосредственно занимаются ландшафтом и климатом, другие стремятся установить местность через абстракцию, а не повторение. Вместо воспроизведения исторических элементов, эти проекты переосмысливают пространственные и геометрические принципы, связанные с исламской архитектурой, в современные, минималистичные композиции. Два музея, которые являются примерами этого подхода: Музей исламского искусства (МИА) в Дохе (2008), спроектированный Ай Эм Пеем, и Лувр Абу-Даби (2017), спроектированный Жаном Нувелем.

В MIA Пей создает монолитную, геометрическую композицию, которая черпает вдохновение из исламских крепостей и форм мечетей. Ступенчатая масса здания, переплетение кубов и центральный атриум отсылают к историческим планировкам без прямого их копирования. Геометрический купол на вершине атриума фильтрует свет, напоминая мукранас, своды, видимые в традиционной исламской архитектуре, тонко укрепляя непрерывность с региональными дизайнерскими традициями.

Аналогично, Лувр Абу-Даби включает в себя элементы планировки медины, разбивая музей на сеть низкорослых зданий, которые напоминают компактные, затененные улицы, которые можно найти в исторических городах Залива. Проект не полагается на буквальные исторические ссылки, а вместо этого абстрагирует пространственную и материальную логику традиционных сред в современную типологию музея. Используя геометрию, массирование и пространственную организацию, эти музеи взаимодействуют с исторической архитектурой как с концептуальной, а не эстетической ссылкой. Этот подход направлен на то, чтобы они воспринимались как современные и укорененные в традициях, способствуя продолжающейся дискуссии о том, как региональная идентичность может быть реинтерпретирована, а не просто сохранена.

Обрамление культурной и национальной идентичности
Помимо пространственных и климатических соображений, некоторые проекты позиционируют себя как культурные заявления, используя архитектуру для артикуляции эволюционирующей идентичности нации. Это особенно видно в проектах, таких как Центр культуры мира короля Абдель Азиза (Итра) в Дахране (2018), спроектированный Snøhetta, и Королевский центр исследований и исследований по нефти (KAPSARC) в Эр-Рияде (2017), спроектированный Zaha Hadid Architects. Оба проекта занимаются национальной символикой, хотя разными способами.

Итра использует материальный и геологический подход, ссылаясь на формации нефтяных пород, символизируя экономическое и культурное преобразование Саудовской Аравии. Используя скульптурную композицию переплетающихся объемов, здание метафорически связывает природные ресурсы нации с ее вложениями в знания и культуру, укрепляя его двойную идентичность как промышленного и интеллектуального центра.

С другой стороны, KAPSARC использует модульную шестиугольную сетку, которая позволяет гибкости и расширению. Хотя эта система отражает адаптируемость и инновации, ее связь с архитектурными традициями Саудовской Аравии остается менее определенной. В отличие от Итра, который явно связывает свою форму с национальным ресурсом, KAPSARC работает в рамках глобализированного архитектурного языка, вызывая вопросы о том, насколько формальная абстракция сама по себе может установить связь с местом. Эти проекты подчеркивают роль ориентиров в формировании национальных нарративов, отражая не только архитектурные амбиции, но и более широкие культурные и экономические приоритеты.

Вопрос местности
Эти проекты показывают, как международные архитекторы взаимодействуют с региональной идентичностью через абстракцию ландшафта, адаптацию к климату, формальную интерпретацию и национальную символику. Они демонстрируют, что архитектура З

Дата:

2025, 12.02

другие новости