Фрай Отто
Немецкий архитектор Фрай Отто в основном известен своим символическим проектом крыши Олимпийского парка в Мюнхене. Однажды увидев её, невозможно забыть, как она элегантно охватывает западную часть стадиона с помощью стальных и акриловых стеклянных элементов, а также простирается над близлежащим спортивным залом и бассейном. Фрай Отто разработал этот проект вместе с Гюнтером Бенишем, другим влиятельным немецким архитектором XX века. Некоторые могут даже сказать, что эта крыша – или немецкий павильон для Экспо в Монреале в 1967 году, который Отто выполнил в сотрудничестве с Рольфом Гутбродом – это его самые значимые работы, если не одни из самых значимых архитектурных проектов всего века. Однако архитектор, чье имя Фрай буквально переводится как «Свободный», пришёл к этим проектам после более чем 20 лет экспериментов.
"Изначально павильон должен был оставаться только во время [...] [выставки]. Ему было разрешено оставаться на месте, но наверняка однажды его снесут. Тем не менее, чем он старше, тем больше я беспокоюсь. Я не знаю, что мне делать: Следует ли предупредить владельца, что будет лучше снести его, чтобы мне спалось спокойнее?"
Архитектура как результат биографии
Фрай Отто родился в 1925 году в восточногерманском городе Кемниц. Его отец и дед были скульпторами, что вызвало у Отто желание последовать их пути. Оба его родителя также были членами Немецкого Веркбунда (Deutsche Werkbund - Немецкий союз ремесленников). Веркбунд был ассоциацией художников, архитекторов и дизайнеров, которая стала важной в развитии современной архитектуры и промышленного дизайна, особенно в последующем создании Школы дизайна Баухаус.
С юных лет Отто начал работать подмастерьем в каменоломне во время школьных каникул. Однако учитель в его школе заинтересовал его парусным спортом и авиацией. Настолько, что после получения лицензии на полёты в подростковом возрасте, он стал все больше интересоваться лёгкими мембранами и материалами, используемыми в парусном спорте, и их поведением против структурных сил, таких как ветер. Как только Отто закончил школу, он поступил в Технический университет Берлина для изучения архитектуры. Тем не менее, его планы сорвались, поскольку его призвали в армию, и в конечном итоге он проходил обучение в качестве военного пилота (и позже пехотинца).
С 1945 по 1947 год он был военнопленным во Франции, и, несмотря на свой молодой возраст и отсутствие диплома, стал архитектором своего трудового лагеря, где управлял более чем 200 рабочими – военнопленными, распределёнными по профессии, тем не менее удивительно, что молодой архитектор сумел занять и сохранить эту должность. Находясь в этой должности и в послевоенном контексте, он научился строить различные типы конструкций с наименьшим количеством материалов.
В 1948 году Фрай наконец начал свои учёбу в Техническом университете Берлина. Здесь он проявил свой интерес к лёгким конструкциям, интерес, который через 67 лет, незадолго до своей смерти, принесёт ему самую высокую награду в архитектуре, Премию Притцкера. На их веб-сайте говорится: "Его архитектура [во время учёбы] была всегда реакцией на тяжелые, колонны здания, построенные на века под Третьим Рейхом в Германии. Работы Отто, напротив, были легкими, открытыми для природы, демократичными, недорогими и иногда даже временными".
Отто также стал одним из первых немецких студентов, которым была предоставлена стипендия для учёбы в Соединённых Штатах, возможно, из-за его стиля архитектуры, который казался подходящим для немецкого послевоенного контекста, поскольку он был другим (чем до этого), современным и легким. В то время Соединенные Штаты были домом для многих архитекторов, с которыми Отто вступил в контакт. Чтобы назвать нескольких: Фрэнк Ллойд Райт, Эрих Мендельсон, Ээро Сааринен, Людвиг Мис ван дер Ро, Ричард Нейтра, Чарльз и Рэй Имс, Уолтер Гропиус. Онлайн-биография Отто гласит: "В офисе архитектора Фреда Северуда в Нью-Йорке он открыл для себя модель Роли-Арены в Северной Каролине: кабельная сетка между двумя большими арками, первая подвесная крыша в истории архитектуры. Мэтью Новицкий, который её спроектировал, погиб в авиакатастрофе незадолго до этого. Фрай Отто настолько увлёкся этой идеей, что в 1952/53 году написал свою диссертацию по строительной инженерии на тему строительства плоских несущих конструкций под действием натяжения. За счет экономного использования высокоэффективных строительных материалов и использования несущих свойств пространственных систем создаются легкие, подвижные конструкции", - говорится в ней. "Строительство сокращается до абсолютно необходимого".
Собственная студия
На протяжении оставшейся части своей жизни студия Отто стала местом для изобретений, экспериментов и сотрудничества. В 1952 году он начал работать в качестве фрилансерского архитектора, вскоре после получения доктора технических наук и начал "[...] работать с 'палаточником' Петером Штромайером, [с которым] он разработал и построил три легкие, минимальные временные структуры из хлопчатобумажной ткани для Федеральной садовой выставки (Bundesgartenschau) в Касселе, Германия. Это были его первые работы, получившие национальное признание, отчасти из-за того, как они гармонировали с природой", - согласно веб-сайту Премии Притцкера.
После этих первых успехов Отто основал различные учреждения (например, маленький частный "Институт развития легкого строительства") с акцентом на изучении легкой и структурной прочности и начал снова преподавать (в Вашингтонском и Йельском университетах) в Соединенных Штатах. Можно сказать, что архитектор, подобно своей архитектуре, распространялся во всех направлениях и не упускал ни одной возможности сотрудничать с архитекторами, биологами, врачами, палеонтологами, философами, историками, натуралистами, экологами и другими учеными, насколько это могло дать ему предложения и вдохновение для его практики. Дитер Вундерлих говорит на своем веб-сайте: "Мы ищем тот вид строительства, который возникает благодаря аналогичным процессам, как строения природы. [...] Я не разрабатываю; я ищу. Чтобы найти оптимальную форму для конструкций палаточного типа крыш [...] - компьютерные симуляции еще не существовали - [м]ы построили модели из проволоки и погрузили их в мыльную воду, чтобы они покрылись мыльной кожицей".
Шедевры
Сегоднаяшние компьютерные программы достаточно хороши для предотвращения внезапных обвалов без предварительного предупреждения?Отто: Мой ответ - нет. Это что-то, что делает меня нервным, потому что совсем недавно в Париже [...] некоторые оболочки, которые были правильно рассчитаны с помощью компьютеров, использовали все необходимые приспособления и были проверены, внезапно обрушились. Политики всегда ищут виноватых, но они не могут винить инженеров в этих случаях, потому что они использовали правильно спроектированные программы в соответствии с теорией упругости. Мы спрашиваем себя, почему великие зодчие средневековых сводов - и Антонио Гауди тоже - смогли строить устойчивые конструкции, не имея всех современных методов расчета в своем распоряжении, и почему сегодня допускаются эти ошибки, несмотря на наличие этого огромного вычислительного арсенала.
В 1967 году Фрай Отто стал директором вновь основанного Института легких конструкций (Institut für Leichte Flächentragwerke) в Университете Штутгарта. Занимая эту должность, он получил заказ на проектирование немецкого павильона на Экспо в Монреале в 1967 году. Его выбрали, потому что его архитектура, по мнению комитета, наилучшим и самым ясным образом отражала немецкое промышленное мастерство и технологии. Этот павильон, спроектированный вместе с архитектором Рольфом Гутбродом и инженером Фрицем Леонхардтом, стал его главным международным прорывом, и он оказался где-то между двумя дисциплинами - архитектурой и инженерией. В книге "Беседа с Фраем Отто" он утверждает: "Я ставлю себя и на сторону инженеров, и на сторону архитекторов; для меня нет разделения. Всякое возможное разделение ошибочно, потому что экспериментальная физика так же необходима, как и теоретическая физика; речь идет не о разделении, а об интеграции". На следующий год ему было поручено спроектировать Олимпийский парк в Мюнхене для Летних Олимпийских игр 1972 года.
Сложная конструкция из стальных кабелей Олимпийского парка в Мюнхене чуть было не была построена. Компания Plexiglas, которая производила акриловые стеклянные панели для крыши, заявляет на своем веб-сайте: "Одним из требований [(в тендере)] было то, что крыша Олимпийского стадиона должна быть прозрачной. Ведь организаторы Олимпийских игр хотели транслировать мероприятие по цветному телевидению, которое только-только запустили в то время и требовало как можно больше света. Деревянная или бетонная конструкция, следовательно, отпадала. [...] Однако дизайн [...] изначально был отвергнут жюри, так как идея казалась слишком рискованной и неосуществимой. П
2024, 28.11