Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Экспериментирование с формой и материалом: основные уроки от пионеров модернистской архитектуры

Войны, деколонизация, экономические кризисы, гражданские движения и промышленно-технологические революции: XX век был периодом радикальных и далеко идущих трансформаций. Эти потрясения изменили общества и переопределили то, как люди выражали свои развивающиеся стремления, при этом архитектура возглавляла этот процесс. Машины и индустриализация обещали технологический прогресс и модернизацию, выступая за резкий разрыв с украшенными и исторически обусловленными стилями прошлого и в то же время принимая видение, сосредоточенное на функциональности, эффективности и инновациях. Этот переход, олицетворяемый модернизмом, ввел новые концепции, методы и способы использования материалов — все это формировалось через экспериментирование.
Ускорение и связность, произошедшие благодаря промышленной революции, проложили путь к генерационному разрыву, который достиг глобального сближения, приводя к обсуждениям и подходам, которые впервые развивались практически параллельно в разных частях мира. Движение началось в Европе, но быстро распространилось на другие континенты. Хотя основные принципы модернизма были одинаковы, различные регионы развивали собственные дискуссии, основанные на местной культуре, контексте и обществе.
Архитектура должна быть выражением нашего времени, а не плагиатом прошлых культур. - Ле Корбюзье
Этот процесс показал, что, хотя экспериментирование было неотъемлемой частью модернизма, местные особенности играли определяющую роль в его эволюции, предоставляя новые возможности и проблемы, которые обогащали трансформацию движения. Такие ключевые фигуры, как Эйлин Грей, Оскар Нимейер, Эмилио Духарт, Амансио Уильямс, Теодоро Гонсалес де Леон и Балакришна Доши, среди прочих, были фундаментальны в этот период. Многие из них, тесно связанные с Ле Корбюзье, обменивались идеями и перспективами с ним, формируя свои работы таким образом, чтобы отразить универсальные принципы модернизма, при этом включая в них процессы, материалы и уроки, извлеченные из их конкретных контекстов и личных видений.
Форма, цвет, мебель, материалы и конструкция как часть целого
Начнем с Ле Корбюзье, который, как и другие последователи после него, использовал сталь, бетон и стекло в качестве фундаментальных материалов в своей работе. Помимо их структурной или физической роли, эти материалы воплотили логику строительства, став средством демонстрации эффективности, решая пять архитектурных задач, которые он задумал. Сталь, в первую очередь предназначенная для инфраструктуры, начала формировать здания меньшего масштаба, предлагая легкость, широкие пролеты и конструктивную устойчивость.
Устранение структурных ограничений армированным бетоном позволило создавать инновационные, текучие формы. В то же время стекло, благодаря своей гибкости, дополняло технический потенциал, предложенный бетоном и сталью. Вместе эта троица стала эмблематичной для основных принципов современной архитектуры. Тем не менее, в равной степени важным оставалось восприятие качества пространства. Этот акцент привел к развертыванию теории цвета Ле Корбюзье и отличительного подхода Эйлин Грей к архитектуре модернизма и интерьерному дизайну в вилле E1027, где она приняла современные принципы, переосмыслив их через свое уникальное использование мебели и материалов.
Эйлин Грей исследовала развитие различных конструкций кресел и столов, используя хромированную нержавеющую сталь, причем боковой столик E1027 стал одним из ее наиболее известных дизайнов. Эта вещь достигла эстетики, которая теперь считается классической, но которая была революционной для своего времени. Ее дизайн выделяется контрастом между оттенками мебели, деревянными акцентами, добавляющими тепло, и включением текстиля, такого как ковры, которые обогащают сенсорный опыт ее пространств. Это объединение материалов отражало видение, в котором архитектура и мебель, хотя и были под влиянием машинистских принципов модернистского движения, были масштабированы так, чтобы соответствовать человеческому опыту. Грей нарушила традиции, переосмыслив связь между дизайном и жизнеспособностью, создав функциональные и эмоционально насыщенные пространства.
Дом - это не машина для жизни. Это оболочка человека, его продолжение, его освобождение, его духовное излучение. - Эйлин Грей
Другая выдающаяся фигура, исследовавшая пределы модернизма, - Оскар Нимейер. Он принял более выразительный подход, резко контрастирующий с геометрической жесткостью, которая определяла многих его современников, в том числе соотечественника Лусио Коста. Хотя армированный бетон стал его самым важным ресурсом, он умел использовать его пластичность для создания форм, вызывающих более текучую и скульптурную эстетику. Его подход, глубоко обусловленный латиноамериканским видением, стремился "бразильствовать" модернизм, наделяя его характером, который вел диалог с культурной идентичностью. С помощью кривых он выражал синусоидальность ландшафта и природы.
Одним из наиболее инновационных аспектов процесса бразильского архитектора было его тесное сотрудничество с инженером и поэтом Жоакимом Кардозо, которое позволило рассчитать сложные конструкции с замечательной технической точностью, например, Кафедральный собор Бразилиа. Эта синергия между архитектурным дизайном и инженерией привела к строительным методам, которые выполняли структурную функцию и исследовали потенциал армированного бетона для создания динамичных композиций. Главный урок, который оставил нам Нимейер, - это баланс между материалом, структурой и формой, которые, наряду с идентичностью здания, гармонично интегрированы в общий процесс.
Моя работа не о том, что "форма следует функции", а о том, что "форма следует красоте" или, еще лучше, "форма следует женственности". - оскар Нимейер
Сравнивая подходы трех архитекторов, видно, что видения Грей и Нимейера были не в противовес идеям Ле Корбюзье, а эволюцией в архитектурном мышлении. Функциональный подход Грей и выразительное видение Нимейера расширили возможности материалов и архитектурных форм. Оба создали язык, который рассматривал здание как целостный организм, преодолевая пределы "традиционного" модернизма.
Климат, контекстуальная и культурная интеграция как "невидимая" нить, определяющая идентичность
Сам Ле Корбюзье когда-то признал, что при строительстве Чандигарха ему пришлось заключить соглашение с природой, учитывая экстремальные климатические условия Индии, такие как палящее солнце, сила муссонов и горячие ветра региона. Какой лучший пример модернизма и контекстуальной интеграции, чем Индия? И какой лучший референс, чем Балакришна Доши? Хотя он был одним из самых видных учеников Ле Корбюзье, Доши разработал собственный архитектурный язык, адаптированный к новой независимой стране, но с глубокой культурной традицией. Для него архитектура была не просто средством строительства, а продолжением жизни. Ярким воплощением этой философии является его студия Сангат.
В его проектах и студии важную роль играет растительность, глубоко соединяющая здания с окружающей средой. В отличие от ранних проявлений модернизма, которые склонны изолироваться или казаться чуждыми естественному контексту, в работах Доши здания гармонично интегрируются с ландшафтом. В Сангате архитектура характеризуется горизонтальностью, каждое здание связано друг с другом, вызывая форму пещеры. Внутренние помещения, погруженные и защищенные глиной, укрыты от жары солнца травяными насыпями и отражающей белой фарфоровой мозаикой, покрывающей каждый свод.
Сангат выделяется не только связями с природой, но и коридорами и дворами, открытыми пространствами, служащими местами встреч, и интеграцией архитектуры с общественной жизнью индийской культуры. Хотя модернизм исторически связывался с технологиями и прогрессом, для Доши настоящий прогресс невозможен без глубоких культурных корней и использования местных материалов. Вместо того чтобы предлагать универсальное видение модернизма, его работа представляет локализованную интерпретацию архитектуры как праздника.
Дизайн - это всего лишь скромное понимание материалов, естественный инстинкт к решениям и уважение к природе - Б.В. Доши
Подобные случаи можно найти в работах Теодоро Гонсалеса де Леона и Эмилио Духарта, оба учеников Ле Корбюзье, которые в середине XX века были частью поколения латиноамериканских архитекторов, чье видение модернизма пересекалось с их местным контекстом. Интересно, что оба экспериментировали с новыми интерпретациями чистого белого бетона, который характеризовал ранние работы движения, но с более мощными характеристиками. Хотя оба подчеркивают горизонтальность и монументальность, работы мексиканского архитектора выделяются своей нестандартной, а порой и противоречивой материальностью. Он экспериментировал с смесью бетона и белой мраморной крошки в качестве заполнителя, которая, после того как ее отсекло, обнаруживает новую текстуру, а также исправляет недостатки строительных техник местных рабочих. Модернизм теперь включал в себя ремесленные процессы.
С другой стороны, здание ЭК

Дата:

2025, 11.02

другие новости