Тегусигальпа, столица Гондураса, предлагает динамичное сочетание архитектурного наследия страны с горными пейзажами. Тем не менее, как и многие другие города в Латинской Америке, она сталкивается с серьезными городскими проблемами, такими как различия социальных классов и фрагментированная городская структура. В ответ на это, на протяжении многих лет возникло несколько дизайнерских инициатив для решения этих проблем. Одним из самых заметных примеров является "Деревня для девочек", спроектированная гватемальской фирмой Solis Colomer Arquitectos, которая теперь расширилась и включает "Деревню для мальчиков" с 2017 года. Эти проекты нацелены на детей из малообеспеченных семей, которые часто сталкиваются с риском быть завербованными бандами. Вместе они создают архитектурное наследие, предлагающее безопасную, поддерживающую среду для роста и обучения.
Согласно данным Института статистики Гондураса (INE), 63,4% из примерно 1,2 миллиона жителей Тегусигальпы находятся за чертой бедности, из которых почти половина живут в крайней бедности. Кроме того, по оценкам урбанистического исследования Интерамериканского банка развития, как минимум 25% жилых районов города в настоящее время являются неформальными поселками, большинство из которых расположены на окружающих холмах. Более того, исследование Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев показало, что несовершеннолетние в этих маргинализированных районах часто становятся целью для преступных групп по вербовке, что, в свою очередь, увеличивает вероятность отсоединения от образования среди них.
В этом контексте ранее исследование USAID по предотвращению преступности и насилия в Центральной Америке в 2014 году показало, что школьная инфраструктура может играть важную роль как инструмент устойчивости города в регионе. В нем подчеркивалось, что школы в бедных районах могут выходить за рамки традиционных образовательных сред, если они спроектированы как многофункциональные пространства. Упоминается, что если эти проекты включают внеклассные занятия, вероятнее всего, они помогут создать более безопасные сообщества. Их отчет по Гондурасу также определил, что сотрудничество с религиозными организациями, как правило, оказывается более эффективным в достижении подростков из групп риска в стране.
Архитектурный ответ на эти вызовы эволюционировал на протяжении десятилетий. Он начался в 1966 году с основанием сестры Марии Росы Легголь: "Общество друзей детей". Через эту организацию она основала проект школы Reyes Irene Valenzuela. Расположенная в районе Мирафлорес, центральной части города, она продолжает предлагать образование и профессиональное обучение для малообеспеченных подростков-девушек и работающих женщин. Программа сочетает в себе функциональность с упором на пространства для создания сообщества. Она предоставляет аудитории, мастерские и читальные залы, которые способствуют развитию как интеллектуальных, так и технических навыков. Успех этой инициативы проложил путь для дополнительных проектов образовательной инфраструктуры, установив прецедент для будущих проектов, направленных на укрепление положения маргинализированных сообществ.
В 1996 году НПО ACOES под руководством испанского миссионерского священника Патрисио Ларроса оформило свою работу в Тегусигальпе с сетью школ, предназначенных для обслуживания одних из самых опасных районов города. Школы были построены между 1998 и 2016 годами в районе Ла Нуэва Капитал. Среди четырех учебных центров самая большая - Санта Тереса в центре района. В этом проекте дети из самых малообеспеченных семей в этом районе учатся бесплатно. Архитектурная программа обогащена за счет включения не только аудиторий и библиотек, но и спортивных площадок, музыкальных классов, клиник, общежитий и сельскохозяйственных полей, управляемых студентами и их родителями. С их комплексным подходом к школьному дизайну, который учитывает образовательные потребности и цели построения сообщества, они помогли проложить путь для других проектов в будущем.
На основе этих архитектурных наследий Сестры Марии запустили проект "Деревня для девочек" в 2013 году и позже добавили "Деревню для мальчиков" в 2017 году. Успешно основав школы в соседних странах, таких как Гватемала и Мексика в предыдущие годы, они увидели в Гондурасе возможность для расширения своей работы. Расположенные на окраине Тегусигальпы, эти учреждения представляют современный подход к образовательной архитектуре в городе. Дизайн подчеркивает открытые пространства, естественный свет и наружные конструкции, создавая среды, которые одновременно функциональны и привлекательны. Здания размещены вокруг центральных двориков, обсаженных фруктовыми деревьями, что отражает пространственную компоновку, способствующую общению общества, а также продвигающую безопасность и благополучие. Архитектура "Деревень" не только утилитарна, но и символизирует миссию учреждения предоставить тепло и заботу через продуманный дизайн.
Интегрируя элементы высокого качества с образовательными и развлекательными пространствами, "деревни" предлагают молодежи из малообеспеченных семейств возможность стать агентами изменений в своем обществе. Сегодня более 1500 детей из самых отдаленных и бедных регионов страны получают образование в рамках этих проектов. Для дизайна сестры выбрали Solis Colomer Arquitectos, которые ранее работали с ними над "Деревней для мальчиков" в Гватемала-Сити. Они разработали программу, тщательно спланированную для стимулирования обучения, личностного роста и социального взаимодействия. Общая цель - создать среду, которая даст студентам возможность вернуться в свои сообщества и распространить полученные знания.
Эти проекты являются примером продуманного архитектурного дизайна, который учитывает уникальные потребности маргинализированных сообществ через хорошо спланированную инфраструктуру. Вместе они способствуют созданию инклюзивных сред, которые продвигают образование, безопасность и совместный дух. Школы, подобные "Деревне для девочек" и аналогичные учебные заведения, являются примером того, как архитектура, руководствуемая социальной миссией, может помочь преодолеть разрыв между городским неравенством и возможностями. Таким образом, они не только приоритетно относятся к общественному мышлению, но и способствуют долгосрочной жизнеспособности и согласию города.
Эта статья является частью серии ArchDaily под названием AD Narratives, где мы делимся историей выбранного проекта, погружаясь в его особенности. Каждый месяц мы исследуем новые конструкции со всего мира, выделяя их историю и то, как они появились. Мы также общаемся с архитекторами, строителями и обществом, стремясь подчеркнуть их личный опыт. Как всегда, в ArchDaily мы очень ценим вклад наших читателей. Если вы думаете, что мы должны рассмотреть определенный проект, пожалуйста, отправьте свои предложения.
Примечание редактора: Эта статья была первоначально опубликована 17 октября 2024 года как часть тем ArchDaily: Разработка для общественного блага.
2024, 26.12