Архитектура и её атмосферные качества давно являются предметом обсуждения, однако достичь консенсуса по этому вопросу по-прежнему ускользает. Это во многом связано с тем, что пространственный опыт глубоко личен — он уходит корнями в эмоции, ощущения от осязания и индивидуальные предпочтения, которые трудно выразить словами. То, как человек воспринимает, чувствует и взаимодействует с пространством, добавляет дополнительный уровень сложности, что делает трудным определение и достижение согласия относительно его атмосферного воздействия. Тем не менее, архитекторы и дизайнеры постоянно стремятся создавать окружение, которое не только функционально и удобно, но и способно вызывать эмоции и оставлять долговечное впечатление на его обитателей.
В "Поцелуи Архитектуры" Сильвия Лавин изучает близкие отношения между человеком и архитектурой, подчеркивая значение поверхности как точки взаимодействия. Она пишет:
«Самый целуемый аспект архитектуры — это ее поверхность. Пространство трудно ощутить. Конструкция исторически была недостаточно податливой. Геометрия — ну, кто на самом деле хочет целовать квадрат? У архитектуры также больше поверхностей и больше видов поверхностей, чем у всего остального: снаружи, внутри, мягкие и твердые, есть поверхность на любой вкус. В конце концов, поверхности — это место, где архитектура приближается к превращению во что-то другое, и поэтому именно здесь она становится уязвимой и полной потенциала». — Сильвия Лавин, в "Поцелуи Архитектуры"
Не стоит ли нам расширить наш фокус до самой фундаментальной и всепроникающей архитектурной поверхности — земного плана? Как обработка земли влияет на атмосферу в частных, общественных и размышляющих пространствах? Что происходит, когда конструкции взлетают вверх, обеспечивая укрытие, сохраняя при этом непрерывную пространственную связь с внешней средой? Исследуя эти вопросы, мы можем переосмыслить, как создается и переживается окружающая атмосфера, раскрывая силу пространства, когда архитектура взаимодействует бесшовно со своим земным планом.
Усиление через Освобождение Земного Плана: Переосмысление Земли и Пространства
Концепция поднятия архитектуры как дизайнерской стратегии, возможно, впервые была мощно артикулирована в Villa Savoye Ле Корбюзье. Поддерживаемый утонченными опорами, дом поднят над землей, позволяя земному плану проходить под ним непрерывно. Ленточные окна, подчеркивающие легкость и пропорциональность, дополнительно усиливают восприятие плавающей структуры. Больше, чем эстетический жест, этот поднятый земной план фундаментально формирует опыт дома — предоставляя автомобилю прямой доступ, позволяя жителям проехать через конструкцию, прежде чем подняться в жилые пространства наверху. Таким образом, Villa Savoye продемонстрировала, как поднятие здания может создать новые отношения между архитектурой, движением и ландшафтом. Хотя его открытость была в основном для частного использования, она представляла роскошь, красоту и новаторскую интеграцию современной жизни с природой.
В современном обществе приоритеты изменились. Вместо того, чтобы отмечать автомобили, машины и материальное богатство, архитектура все больше акцентирует внимание на устойчивости, природе и интеграции с сообществом. Бланк Гарден от Unemori Architects развивает концепцию открытого земного плана дальше — не просто расширяя землю участка в дом, но и возвращая её. В отличие от окружающей его мощеной городской среды, внутренний земляной покров дома оставлен пористым, с цементными плитками и пышной растительностью, как будто возвращаясь к природе до человеческих вмешательств. Хотя это частный дом, его открытость позволяет ценить зелень за пределами дома, создавая общий зрительский и атмосферный опыт. Здесь непрерывный земной план не только размывает границу между внутренним и внешним, но и символически восстанавливает то, что когда-то существовало — землю, растения и органическую связь с природой, с соседними домами и сообществом.
В сфере общественной архитектуры Гиросимский Мемориальный центр и Парк Памяти от Кендзо Танге стоит как один из самых впечатляющих примеров использования открытого земного плана для вызова воспоминаний и стойкости. Построенный в городе, разрушенном мгновенно, дизайн посвящает обширный, непрерывный уровень земли — один, который распространяется через само мемориальное здание. Эта открытость воплощает чувство коллективности, свободы и памяти. В то же время она тонко напоминает посетителям, что землю, по которой они ходят, полностью воссоздали — когда-то сведена на нет, теперь обнажена как основа для обновления. Из этой сильной горизонтальной плоскости здание поднимается, кажется, плавая над ландшафтом. Таким образом, оно гармонирует с горизонтом Хиросимы, обеспечивая укрытие и пространство для общественных собраний под ним. Посетители двигаются через, под и в структуру, они испытывают архитектуру, которая одновременно торжественная и усиливающая — одну, позволяющую сосуществовать памяти, пространству и общественной жизни.
Архитектурные классики:
Villa Savoye / Ле Корбюзье
Blank Garden / Unemori Architects
AD Classics: Гиросимский Мемориальный центр и Парк Памяти / Кендзо Танге
Размывая границы: Земля, Структура и Размышления
Полуоткрытые земные планы, выходя за рамки частных и общественных потребностей, могут создавать погружающие и контемплятивные пространственные переживания. В Camposanto Mapfre Chiclayo, Монсефу от TERRITORIAL интеграция открытого земного плана с часовней способствует созданию настроения для глубоких размышлений. Палитра материалов проекта — доминируют серые тона камня и бетона — устанавливает торжественную и заземленную атмосферу. Выцветшая алого-красная структура вводит контраст в эту композицию, определяя иначе открытую земную плоскость и тонко направляя фокус внимания посетителей. На фоне синего неба и обширного зеленого ландшафта красная структура, освещенная естественным светом, становится поэтическим пространственным элементом, обрамляющим окружающую среду через свои отверстия. Эта интервенция не только выделяется на фоне обширной открытости участка, но также создает более интимные отношения с посетителями, направляя их взгляд вверх к материалам и вертикальности пространства, предлагая поразительный контраст открытости земли ниже.
В другом примере полуоткрытый земной план является стратегией посредничества между построенными поверхностями и природными ландшафтами. Grace Farms от SANAA спроектирован так, чтобы гармонично интегрироваться с его извилистой топографией. Помимо его органической, текучей формы, проект поддерживает в основном открытый земной план, размывая линию между внутренним и внешним. Вместо того, чтобы позволить природе полностью завладеть, архитекторы используют нейтральную построенную поверхность, напоминающую гальку мощения — достаточно прочную, чтобы вместить большие группы, но все же гармонирующую с натуральным ландшафтом. В отличие от Camposanto Mapfre Chiclayo, Монсефу, который вызывает восхищение через контраст, Grace Farms способствует гармонии. Его дизайн приглашает посетителей двигаться медленно, прогуливаться в размышляющем режиме и ценить окружающую среду. Тщательное внимание к деталям — включая использование дерева для нижней стороны крыши — усиливает чувство баланса между архитектурой и природой. Grace Farms создает легкую, но глубоко осмысленную связь с его участком через его геометрию, материалы и чувствительность к открытому земному плану.
Когда речь идет о дизайне открытого земного плана для размышлений, как лучше всего подчеркнуть его присутствие, чем заставить посетителей физически пережить и визуализировать силу самой земли? В Teshima Art Museum от Рюэ Нисидзава проект переосмысливает понятие освобожденного земного плана необычным способом. Вместо того, чтобы поднять структуру, чтобы создать открытость внизу, архитектура превращает землю в укрытие — превращая землю в крышу. Здесь непрерывность земной поверхности переворачивается, ее присутствие сохраняется и переосмысливается как сама структура, которую обитают посетители. Пороги входа, вырезанные в отлитых поверхностях, действуют как порталы — моменты, когда земной план переходит в плоскость крыши. Внутри посетители смотрят вверх на аккуратно размещенные отверстия, обрамляющие небо и ландшафт за ним, поощряя оценку природного мира с новой точки зрения. Освобождая земной план, этот проект не только раскрывает внутреннюю красоту формы земли, но также побуждает к глубоким размышлениям о взаимоотношениях между землей и небом, искусственным и естественным. Является ли залитая земная геометрия — одна, выражающая и сохраняющая контуры земли — более искусственной, чем тщательно контролируемый, ухоженный сад? Teshima Art Museum бросает вызов нашему пониманию того, как архитектура может формировать, переосмысливать и праздновать окружающую среду, в которой мы обитаем, через свои пространственные поэтики с открытой землей.
Camposanto Mapfre Chiclayo, Монсефу / TERRITORIAL
Grace Farms / SANAA
Teshima Art Museum / Рюэ Нисид
2025, 15.03