Узнаваемая по заостренным аркам и ребристым сводам, готическая архитектура была основным стилем строительства кафедральных соборов в Европе с конца XII века до XVI века. Она развивалась из более тяжёлого и округлого предшественника — романской архитектуры, используя новые технологии для создания более высоких, легких, заострённых структур со сложным орнаментом.
«Готика была инновационной, прогрессивной архитектурой», говорит Роберт Борк, профессор истории искусства из Университета Айовы и эксперт по готической архитектуре. «Это была футуристическая, смелая, экстраполирующая архитектура, где разрабатывались новые вещи, никогда ранее не виданные, такие как шпили, пилястры, летучие опоры и трафаретные окна. Она стала новым визуальным языком и процветала, становясь всё более дикой и безумной на протяжении 400 лет».
Чтобы завершить этот обзор готического дизайна, AD пообщалась с Борком и ещё двумя авторитетами в области готических строений: Майли Хуттерер, доцентом искусства и архитектуры из Университета Орегона, и Яной Гайдошовой, специалистом по средневековому искусству из Sam Fogg, директором Британской археологической ассоциации и преподавателем в Архитектурном колледже Бартлетт и музее Виктории и Альберта. Вот всё, что вам нужно знать.
Готическая архитектура впервые появилась в середине XII века в Париже с церквями, такими как базилика Сен-Дени, которую часто считают рождением этого стиля. «Были и другие здания, которые экспериментировали с тем, что станет отличительными элементами готического фасада, но Сен-Дени сделал это действительно рано и очень успешно», говорит Гайдошова. «Это первый западный фронт (главный вход), где соединены три скульптурных портала с фигурами на створках дверей, две башни (сегодня сохранилась только одна) и розеточное окно посередине — намного меньше, чем то, что вы видите позже, но оно всё ещё там».
Особенности строительства Сен-Дени, которое было завершено в 1144 году, были задокументированы в письменной форме лидером проекта, аббатом Сюже. Он и его команда смогли развить готическую архитектуру благодаря недавним технологическим достижениям. «Это было развитие технологии, особенно с ребристыми сводами», объясняет Борк. «Здания со сводчатыми потолками требуют толстых стен, и поэтому они склонны быть тёмными и тяжёлыми, но использование ребристого свода делает стены менее важными как несущие конструкции, что позволяет прорезать в них окна. Вы начинаете получать архитектуру, которая линейна, скелетна и наполнена светом». В общем, это грандиозное масштабирование было задумано, чтобы вызвать благоговение и эффект сверхъестественного присутствия, чтобы лучше связать обитателей с Богом.
Сен-Дени, а также другие раннеготические церкви, такие как кафедральный собор в Сансе и собор Санлис, способствовали распространению архитектурного стиля по всей стране и континенту. С этим распространением пришло «стремление к высоте, начиная с Нотр-Дама в Париже», по словам Гайдошовой. «В начале XIII века вы можете видеть, что церкви становятся всё выше и выше. Максимальную высоту достиг хор собора в Бове, здание было таким невероятно высоким, с таким количеством витражей и такими тонкими стенами, что оно обрушилось всего через десятилетие после того, как было завершено».
Тем не менее, готические здания в Англии того же времени, как правило, были менее вертикальными. Здесь архитекторы часто добавляли к романским церквям, которые были построены норманнами в начале XII века, поэтому им приходилось работать ближе к земле. «Здания, которые мы видим в Англии, не такие высокие, но они всё ещё создают чувство удивления и великолепия, имея эти длинные горизонтальные пространства», описывает Хуттерер. «Они всё ещё наделены сверхъестественным масштабом».
В середине XIII века фокус готической архитектуры сместился с высоты на декорирование. Во Франции возник стиль Лучистая готика, который отличался изобильным и сложным трафаретом. «Появляется новая игривость с формами трафарета», говорит Гайдошова. «Каменщики расширяют трафарет за пределы остекления, включая стоящие отдельно и слепые трафареты во все ткани готического фасада — теперь трафарет покрывает все, от пустоты вокруг розеточного окна до опор, поддерживающих структуру. Для меня пик этого стиля — западный фронт собора в Страсбурге».
Аналогичный стиль, Декорированная готика, появился в Англии в конце XIII века. «Англичане были очень заинтересованы в декоре и артикуляции и линейных узорах на поверхностях», говорит Борк. «Они не были так заинтересованы в развитии структур, как французы, но они разработали фантастические своды и оконные трафареты и были в этом отношении очень инновационны». Известные примеры включают Вестминстерское аббатство, собор в Солсбери и собор в Уэллсе.
Позднеготический период, который начался в конце XIV века, ввел стиль Пылающая готика. Известный S-образными, пламенеобразными трафаретами и чисто декоративными ребрами в сводах, этот вариант готической архитектуры стал популярным по всей Европе. Во Франции его можно увидеть в соборе Руана и Сен-Шапель; в Испании в соборах Бургоса и Сеговии; в Чехии в кафедральном соборе Святого Вита. «В Праге и Германии у вас есть эти невероятные узоры сводов на потолке, ошеломляющие своей сложностью, так что у вас больше нет ощущения того, как здание стоит, но вы все равно захвачены удивлением», говорит Хуттерер.
Перпендикулярный стиль был английским вариантом Поздней готики, характеризующимся прямой вертикальной трафаретностью, огромными окнами и веерными сводами. «Стиль Декорированной готики существовал всего несколько десятков лет, тогда как перпендикулярный стиль сохранялся на протяжении 150 лет», говорит Гайдошова. «Он оставался актуальным даже в начале XVI века, когда была завершена часовня Святого Георгия в Виндзорском замке, где похоронена королева Елизавета. Этот конкретный стиль готики имел действительно долговечное воздействие».
Определить готическую архитектуру легче, когда человек знает её элементы. Рассмотрим следующий список.
Готическую архитектуру первоначально называли opus Francigenum, что в переводе с латыни означает «французское дело». Название готическая архитектура было придумано только в XVI веке, когда Джорджо Вазари опубликовал свою книгу «Жизни художников», и оно было не комплиментарным. «Это совершенно ложное, вводящее в заблуждение наименование», говорит Борк. «Оно относится к германским варварам, готам, которые разграбили Рим за семь столетий до появления заостренной архитектуры. Итальянские теоретики пытались бросить тень на архитектуру, против которой они боролись. Хоть это и несправедливо и исходит из плохих мест, в этом есть зерно истины. Готика — это альтернатива старому римскому способу делать вещи».
Преобладающий стиль архитектуры примерно с 1000 по 1150 год, романский, черпал свое влияние из древнеримских сооружений. «Они использовали круглые арки и бочкообразные своды, как и римляне, но они работали в меньшем масштабе, строя христианские церкви вместо храмов», объясняет Борк. «Они также отклонялись от греко-римской системы пропорций, так что вы получаете колонны, вытянутые стройные, как ириска. Это всё ещё довольно темная архитектура стен, плоскостей и объемов».
Романская архитектура в конечном итоге эволюционировала в готическую, заменив толстые стены на тонкие и маленькие окна на большие. Однако Ренессанс вернулся к древнеримскому способу строительства. «В нем были великие художники, скульпторы, астрономия, мировые исследования, но с точки зрения архитектуры я вижу это как огромный тысячелетний шаг назад», считает Борк. «Они фактически отказались от всего, что было выучено во всех экспериментах романского и готического периодов». В результате получилось множество круглых арок, классических колонн и куполов.
Как следует из названия, архитектура в стиле Готического Возрождения вдохновлена оригинальными готическими зданиями Средневековья. Этот неоготический стиль стал широко распространенным в начале 19 века, применяя средневековые формы и черты к более современному контексту. «Вы видите Готическое Возрождение по всей Европе и Америкам, как в церковных структурах, так и во многих домах», говорит Хуттерер. «Собор Святого Патрика в Нью-Йорке — отличная точка отсчета в церковном контексте, в то время как Строберри-Хилл в Лондоне — хорошо известный пример в домашнем контексте».
По словам Борка, влияние готической архитектуры не закончилось с Готическим Возрождением. Ее дух стремления вверх существует и в дизайне небоскрёбов 20 и 21 веков. «Башня газеты Chicago Tribune, спроектированная Рэймондом Худом в 1922 году, имеет готическую артикуляцию», говорит он. «Худ
2025, 03.03