Сегодня китайскому архитектору Лю Цзякуню, талантливому профессионалу из Чэнду, чьи работы сосредоточены на человеке и направлены на улучшение повседневной жизни, была присуждена Притцкеровская премия по архитектуре 2025 года. 69-летний архитектор и основатель архитектурной студии Jiakun Architects создал более 30 проектов, все из которых расположены в Китае, на протяжении своей более чем четырёхдесятилетней карьеры. Его работы включают академические и гражданские проекты, культурные и коммерческие пространства и градостроительные схемы. Независимо от типологии, с каждым проектом Лю положительно — и иногда неожиданно — вносит вклад в общественное пространство.
"Архитектура должна что-то раскрыть — она должна абстрагировать, концентрировать и делать видимыми внутренние качества местных жителей", сказал Лю в заявлении. "У неё есть сила формировать поведение людей и создавать атмосферу, предоставляя ощущение спокойствия и поэзии, вызывая сочувствие и милосердие, культивируя чувство общности".
После Ван Шу в 2012 году Лю стал вторым архитектором из Китая, удостоенным Притцкеровской премии по архитектуре, и он посвятил свою практику проектированию в Китае и для Китая. Среди его значительных проектов — музей скульптуры из камня Luyeyuan (2002) в Чэнду, где традиционный сад переплетается с железобетонным галерейным зданием; кафедра скульптуры Института изящных искусств Сычуаня (2004) в Чунцине, здание ржавого цвета, вписывающееся в контекст, с верхними уровнями, наклоненными наружу для максимального света и воздуха для учащихся; коммерческий двор West Village (2015) в Чэнду с спортивной площадкой в центре для местного сообщества. В Сучжоу, в музее имперского кирпича Suzhou Museum of Imperial Kiln Brick (2016), представлена современная интерпретация этого традиционного материала; а реновация прибрежного района Tianbao Cave в городе Эрлан (2021) в Лучжоу использует архитектуру китайских павильонов, чтобы одновременно открывать и скрывать новые сооружения, принимающие посетителей в самые большие пещеры для хранения ликёра в мире.
"В мире, который склонен создавать бесконечные скучные окраины, он нашел способ построить места, которые являются одновременно зданием, инфраструктурой, ландшафтом и общественным пространством", — сказал председатель жюри Притцкеровской премии по архитектуре и лауреат 2016 года Алехандро Аравена о творчестве Лю. "Его работа может предложить значительные подсказки о том, как противостоять вызовам урбанизации в эпоху быстрорастущих городов".
Кроме использования архитектуры для создания сообщества, сохранения эстетического контекста и наследия, а также интеграции ландшафта в сельскую и городскую среду, проекты Лю создают поэтическое взаимодействие между светом, тенью и материалами. В выборе последних он отдает предпочтение местным товарам, поддерживающим традиционные ремесла, и ищет те, которые обладают текстурой и видимыми несовершенствами, чтобы придать зданиям характер. Например, витрины в упомянутом комплексе West Village встроены из того, что архитектор называет "кирпичом возрождения" — укреплённым материалом, который он изобрёл, смешав обломки от руин землетрясения в Вэньчуане 2008 года с цементом и местной пшеничной клетчаткой. Более прочные и экономичные, чем обычный кирпич, они также пронизаны культурной значимостью. В 2009 году в Чэнду, всего в 50 милях от эпицентра смертоносного землетрясения магнитудой 7,9, Лю ранее использовал этот материал для создания своей самой маленькой работы — интимного мемориала Ху Хуишань. Созданный в честь погибшей во время стихийного бедствия подростка, мемориал выполнен в форме палатки беженца и является столь же данью памяти индивиду, как и коллективу.
Лю, родившийся в Чэнду, не всегда видел свой путь в архитектуре и большую часть своих ранних лет увлекался рисованием и писательством. В 17 лет, после работы крестьянским фермером в китайской деревне в рамках программы "образованные молодые люди" Zhiqing, он был принят в Институт архитектуры и инженерии в Чунцине в 1978 году. После окончания он сначала работал в государственном Институте архитектурного проектирования и исследований Чэнду, а затем переехал в Тибет и оставил архитектуру. Однако в 1993 году персональная выставка работ его бывшего одноклассника Тан Хуа в Шанхайском художественном музее вновь разбудила его страсть к архитектуре как форме самовыражения. Лю основал свою фирму, Jiakun Architects, в своём родном городе в 1999 году, и с тех пор, как описало жюри Притцкеровской премии, использует свою работу для "формирования сообщества, вдохновения сострадания и улучшения человеческого духа".
2025, 04.03