Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Приз Прицкера по архитектуре 2025 года присужден Лю Цзякуню.

Сегодня китайскому архитектору Лю Цзякуню, талантливому профессионалу из Чэнду, чьи работы сосредоточены на человеке и направлены на улучшение повседневной жизни, была присуждена Притцкеровская премия по архитектуре 2025 года. 69-летний архитектор и основатель архитектурной студии Jiakun Architects создал более 30 проектов, все из которых расположены в Китае, на протяжении своей более чем четырёхдесятилетней карьеры. Его работы включают академические и гражданские проекты, культурные и коммерческие пространства и градостроительные схемы. Независимо от типологии, с каждым проектом Лю положительно — и иногда неожиданно — вносит вклад в общественное пространство.

"Архитектура должна что-то раскрыть — она должна абстрагировать, концентрировать и делать видимыми внутренние качества местных жителей", сказал Лю в заявлении. "У неё есть сила формировать поведение людей и создавать атмосферу, предоставляя ощущение спокойствия и поэзии, вызывая сочувствие и милосердие, культивируя чувство общности".

После Ван Шу в 2012 году Лю стал вторым архитектором из Китая, удостоенным Притцкеровской премии по архитектуре, и он посвятил свою практику проектированию в Китае и для Китая. Среди его значительных проектов — музей скульптуры из камня Luyeyuan (2002) в Чэнду, где традиционный сад переплетается с железобетонным галерейным зданием; кафедра скульптуры Института изящных искусств Сычуаня (2004) в Чунцине, здание ржавого цвета, вписывающееся в контекст, с верхними уровнями, наклоненными наружу для максимального света и воздуха для учащихся; коммерческий двор West Village (2015) в Чэнду с спортивной площадкой в центре для местного сообщества. В Сучжоу, в музее имперского кирпича Suzhou Museum of Imperial Kiln Brick (2016), представлена современная интерпретация этого традиционного материала; а реновация прибрежного района Tianbao Cave в городе Эрлан (2021) в Лучжоу использует архитектуру китайских павильонов, чтобы одновременно открывать и скрывать новые сооружения, принимающие посетителей в самые большие пещеры для хранения ликёра в мире.

"В мире, который склонен создавать бесконечные скучные окраины, он нашел способ построить места, которые являются одновременно зданием, инфраструктурой, ландшафтом и общественным пространством", — сказал председатель жюри Притцкеровской премии по архитектуре и лауреат 2016 года Алехандро Аравена о творчестве Лю. "Его работа может предложить значительные подсказки о том, как противостоять вызовам урбанизации в эпоху быстрорастущих городов".

Кроме использования архитектуры для создания сообщества, сохранения эстетического контекста и наследия, а также интеграции ландшафта в сельскую и городскую среду, проекты Лю создают поэтическое взаимодействие между светом, тенью и материалами. В выборе последних он отдает предпочтение местным товарам, поддерживающим традиционные ремесла, и ищет те, которые обладают текстурой и видимыми несовершенствами, чтобы придать зданиям характер. Например, витрины в упомянутом комплексе West Village встроены из того, что архитектор называет "кирпичом возрождения" — укреплённым материалом, который он изобрёл, смешав обломки от руин землетрясения в Вэньчуане 2008 года с цементом и местной пшеничной клетчаткой. Более прочные и экономичные, чем обычный кирпич, они также пронизаны культурной значимостью. В 2009 году в Чэнду, всего в 50 милях от эпицентра смертоносного землетрясения магнитудой 7,9, Лю ранее использовал этот материал для создания своей самой маленькой работы — интимного мемориала Ху Хуишань. Созданный в честь погибшей во время стихийного бедствия подростка, мемориал выполнен в форме палатки беженца и является столь же данью памяти индивиду, как и коллективу.

Лю, родившийся в Чэнду, не всегда видел свой путь в архитектуре и большую часть своих ранних лет увлекался рисованием и писательством. В 17 лет, после работы крестьянским фермером в китайской деревне в рамках программы "образованные молодые люди" Zhiqing, он был принят в Институт архитектуры и инженерии в Чунцине в 1978 году. После окончания он сначала работал в государственном Институте архитектурного проектирования и исследований Чэнду, а затем переехал в Тибет и оставил архитектуру. Однако в 1993 году персональная выставка работ его бывшего одноклассника Тан Хуа в Шанхайском художественном музее вновь разбудила его страсть к архитектуре как форме самовыражения. Лю основал свою фирму, Jiakun Architects, в своём родном городе в 1999 году, и с тех пор, как описало жюри Притцкеровской премии, использует свою работу для "формирования сообщества, вдохновения сострадания и улучшения человеческого духа".

Дата:

2025, 04.03

другие новости