За последние восемь лет я неоднократно беру интервью у архитектора и педагога из Пекина Чжу Пэя. Меня восхищает его постоянное стремление сочетать традиционные принципы планировки и строительства с инновационными формами и пространственными решениями. Его последние проекты, включая Международный конференц-лагерь "Цзицзин" (2022 год) и Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне (2020 год), широко изданы и представляют его наиболее зрелые работы. Тем не менее, он убежден, что его лучшее здание еще в стадии создания. "Это будет потрясающе! Я так взволнован!" — сказал мне архитектор, относясь к сейчас строящемуся Музею руин Мацзяояо и Обсерватории в провинции Ганьсу на северо-западе Китая. "Я ненавижу колонно-балочные решения. Я хочу свободные от колонн пространства для общественных зданий", — продолжил он. Наш разговор состоялся ранее в этом году по видеосвязи, сопровождавшейся десятками соответствующих иллюстраций.
Архитектор разговаривал со мной из своего дома в Кармел-бай-зе-Си, Калифорния, где он любит проводить время, когда это возможно, чтобы отдохнуть от своих обязательств в Пекине, где Чжу Пэй руководит студией из десяти человек и возглавляет Архитектурную школу Китайской академии изобразительных искусств, CAFA. Мы обсуждали его воспитание в Пекине, его причины поступления в архитектуру и уроки, которые он усвоил у своих наставников — профессоров Гуань Чжаои, Ян Тинбао и Чарльза Корри, у которых он учился в Калифорнийском университете в Беркли. Еще одной фундаментальной фигурой для Чжу Пэя является Ле Корбюзье. Его "ОЭвр Комплит" в восьми томах — постоянный спутник архитектора, который владеет несколькими комплектами. Подобно Ле Корбюзье, Чжу Пэй разработал Пять Основных Пунктов, определяющих его философию. Это Неполная Целостность, Губчатая Архитектура, Пещера и Гнездо, Сидячая Поза и Структура и Форма. Все пять подробно объяснены в видео.
В нашем разговоре Чжу Пэй неоднократно сравнивал архитектуру с искусством и природой. "Если мы не будем относиться к архитектуре как к искусству, она исчезнет", — настаивал он. Его работа — это своего рода мост между традицией и инновацией, полученными знаниями и креативностью, историей и современностью. Дворик и сад являются вечными метафорами архитектуры Чжу Пэя. Он подробно объяснил намерения, стоящие за дизайном Конференц-лагеря, Императорского музея печи и Музея руин. Все три проекта демонстрируют такие стратегии проектирования, как оставление зданий незаконченными и не полностью занятыми, поиск вдохновения в традиционных поселениях, разбиение архитектуры на элементы, реакцию на местную культуру и климат и, опираясь на традиции, никогда не следование шаблонам.
В заключение Чжу Пэй говорил о том, как он старается забыть то, что сделал в прошлом, об эволюции своей работы, о том, как функционирует его практика, преподавании и о том, что он является деканом CAFA. Подчеркивая мультидисциплинарный характер архитектуры и ее сложность, он заключил: "Вы должны любить архитектуру!" Ранее в этом году выставка Чжу Пэя "Поэтические образы: переплетение архитектуры с традиционными ценностями" представила шесть завершенных и строящихся проектов на форуме архитектуры Aedes в Берлине.
Чжу Пэй (р. 1962 год, Пекин, Китай) — один из ведущих китайских архитекторов. Он закончил обучение в Цинхуа Университете в Пекине и Калифорнийском университете в Беркли, и в 2005 году основал Студию Чжу Пэя. Помимо упомянутого Императорского музея печи, Центра исполнительских искусств и Музея руин, самые известные работы архитектора включают Центр искусств в Цзибо (2020 год), Музей искусств "КУБ" в 798 (2020 год), Культурный и художественный центр уезда Шоу (2019 год), Музей современного искусства Миньшэн (2015 год), Музей искусств Таймияо (2015 год) и Реконструкция Двора Цай Гоцян (2007 год). Чжу Пэй преподавал в Гарвардском и Колумбийском университетах; с 2018 года он является деканом и профессором в Школе архитектуры Центральной академии изящных искусств, CAFA, в Пекине и приглашенным профессором в Йельском университете. В дополнение к Aedes в Берлине работы архитектора были представлены в Музее современного искусства (MoMA), на Венецианских биеннале, в Центре Помпиду, Музее Виктории и Альберта, Касселе и MAXXI.
Владимир Белоголовский (р. 1970 год, Одесса, Украина) — нью-йоркский куратор и критик, который руководит своим Curatorial Project, специализирующимся на кураторстве и организации архитектурных выставок по всему миру.
2025, 23.01