Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Я все еще здесь: как архитектура и урбанистика Рио-де-Жанейро формируют номинированный на Оскар бразильский фильм.

Сияющий Рио-де-Жанейро, окутанный солнечным светом и нежно обдуваемый океанским бризом. Пляж полон жизни — дети бегают по песку, семьи наслаждаются общением, и смех разносится вокруг. Так начинается фильм "Я все еще здесь", бразильская кинолента, номинированная на три "Оскара", портретирующая Чудесный Город как яркий, открытый пейзаж, открытку из 70-х, которая излучает свободу и жизненную энергию. Но по мере разворачивания сюжета, этот светлый и открытый мир уступает место теням, поглощенным страхом и неопределенностью военной диктатуры, которая правила Бразилией более двух десятилетий.

Между 1964 и 1985 годами, Бразилия пережила диктатуру, оставившую глубокие шрамы на её народе. Цензура и репрессии стали частью повседневной жизни, затрагивая политические, социальные, личные и профессиональные аспекты жизни разными способами. Даже некоторые из наиболее известных архитекторов страны пострадали от последствий: Нимейер был допрошен и удален от крупных проектов, таких как аэропорт Бразилии, в то время как Виланова Артигас был заключен в тюрьму и вынужден уйти на пенсию, что помешало ему преподавать в Факультете архитектуры и урбанистики в Университете Сан-Паулу. Тысячи людей исчезли, многие были пытаемы государством - числа, точность которых до сих пор остается неизвестной.

На фоне всего этого фильм Вальтера Саллеса рассказывает реальную историю борьбы за справедливость Эунис Пайва, которая воспитывает пятерых детей после того, как её муж, инженер и политик Рубенс Пайва, был уведен из их дома военными и так и не вернулся. Мощный и эмоциональный сюжет фильма использует архитектуру и городские пространства, чтобы отразить отношения, течение времени и влияние истории на повседневную жизнь.

История начинается в доме семьи Пайва на пляже Леблон в Рио-де-Жанейро. Смешивая португальские и модернистские влияния, дом кажется теплым и приветливым, его деревянные двери и ставни на окнах всегда открыты, приветствуя морской ветер и постоянный поток друзей и родственников. Сцены общих обедов после дней на пляже, вечеринок с бразильской музыкой в просторной гостиной, двухъярусные кровати детей в их общей спальне и официальная, но уютная библиотека родителей помогают создать живое ощущение дома.

По мере развития сюжета, когда-то яркий и живой дом начинает меняться. Теплота безопасности и счастья постепенно заменяется холодом страха и неопределенности, поскольку Эунис осознает, что её семью наблюдают секретные агенты. Двери и окна, ранее всегда открытые, теперь заперты. Тяжелые занавеси погружают комнаты в темноту. То, что когда-то было ярким, воздушным пространством, становится закрытым и душным. Дом, ранее местом уюта, начинает отражать угнетение эпохи. Кухня становится тихой, гостиная опустошается, а библиотека становится местом тихих разговоров после того, как Рубенс Пайва уводится и исчезает. Его отсутствие оставляет огромную пустоту, делая дом огромным и безжизненным.

Это ощущение пустоты достигает пика, когда семья решает переехать в Сан-Паулу. Переезд - это не просто смена адреса, это отмечает глубокую трансформацию - физическую, эмоциональную и символическую. Оставить привычный дом - значит шагнуть в неопределенное будущее. Психологически переезд символизирует принятие семьёй потери и болезненного окончания траура. В их новой квартире в Сан-Паулу, далеко от пляжа и тепла солнца Рио, они расставляют свою старую мебель, но чего-то существенного не хватает. Фильм запечатлевает этот сдвиг, отражая трансформацию Бразилии — страны, несущей вес своего прошлого, борющейся двигаться вперед.

Архитектура появляется в фильме также как символ надежды. В сценах, действие которых происходит на участке земли, где Рубенс планировал построить новый дом, семья стоит внутри незаконченного фундамента — мечты о будущем, внезапно прерванной. Эта мечта разрушается, когда Эунис выдергивает деревянные колышки со стройплощадки, мощный акт, воплощающий потерю как дома, так и будущего, которое так и не суждено сбыться.

Со временем, как в истории, так и в фильме, дом семьи Пайва на пляже Леблон был превращен в ресторан. Район, ранее в основном жилой, увидел изменения на некоторых улицах — включая ту, на которой когда-то стоял их дом — в сторону туризма. После обширных исследований, команда продюсеров выбрала другой исторический особняк в Рио, чтобы воссоздать дом семьи для фильма. Но так же, как люди меняются, меняются дома и города. В заключительной сцене семья собирается вокруг нового стола в новом доме. Задний двор, теперь покрытый травой и далекий от пляжа, служит тихим напоминанием о том, что дом не определяется местом, а присутствием близких — будь то в жизни или памяти.

Дата:

2025, 19.02

другие новости