Расположенный на берегах реки Ямуна в Агре, Индия, Тадж-Махал - это мавзолей из белого мрамора, чей возраст относится к 17 веку. Его строительство было поручено могольским императором Шах Джаханом в память о его любимой жене и позже стало также местом его собственного захоронения. Но известность этого сооружения связана гораздо больше с впечатляющим и исторически значимым дизайном, чем с людьми, которые там погребены.
"Это невероятное синтезирование, которое действительно определяет ранний новый мир, и это история о контакте," говорит Кишвар Ризви, профессор исламской архитектуры и искусства в Йельском университете. "Тадж-Махал отражает тимуридскую архитектуру из Центральной Азии, он базируется на архитектурных тенденциях сафавидов из Ирана, также как и на мастерстве из Италии. И это часть истории ислама в Индии, опирающаяся на погребальные гробницы, существовавшие с 12 века. Это великолепный пример этого исторического момента."
Чтобы узнать больше о Тадж-Махале, AD пообщалась с Ризви и местным лицензированным гидом БК Джайном. Вот всё, что вам нужно знать.
Тадж-Махал находится в Агре, городе на севере индийского штата Уттар-Прадеш. Он расположен на правом берегу Ямуны, второго по величине притока Ганга, что является необычным местом для мавзолея. "Тадж-Махал - это очень самосознательное сооружение, отходящее от традиции," объясняет Ризви. "Вместо того, чтобы располагать гробницу в центре сада, она была оттеснена к краю, прямо на набережной. Архитектура предлагает новый и другой взгляд. Его можно увидеть с другого берега реки."
В 1631 году Шах Джахан приказал построить Тадж-Махал для хранения гробницы своей возлюбленной жены Мумтаз Махал. "Она была второй королевой императора," отмечает Джайн. "Она умерла, когда рожала своего 14-го ребенка. Было чрезмерное кровотечение из-за осложнений в матке. В то время она не была в Агре, а сопровождала Шах Джахана в Бурханпур. Когда она была беременна, она провела почти месяц на спине слона, чтобы добраться туда."
Согласно легенде, Мумтаз Махал попросила Шах Джахана построить для неё погребальную гробницу на своём смертном одре. "Она сказала, 'Ты должен дать мне несколько обещаний,'" рассказывает Джайн. "Первое, 'Пожалуйста, не женись снова. Так ты будешь помнить меня в загробной жизни.' Второе, 'Заботься о детях.' Третье, 'Построй погребальную гробницу над моей могилой. Это должно быть символом любви.' Вот почему Тадж-Махал."
Однако Ризви указывает на другую мотивацию для строительства Тадж-Махала. "В 19 веке были романтические британские истории о том, что это памятник любви, который, да, был построен для его жены, но он всегда собирался быть похороненным там тоже," она объясняет. "Я думаю, что более важно видеть это как имперский монумент, который что-то говорит о амбициях самого Шах Джахан и о мирах, которые он хотел создать."
Мавзолей был завершен в 1648 году, но остальная часть комплекса была закончена еще через пять лет. В целом, проект длился 22 года и потребовал свыше 20 000 рабочих. Стоимость его оценивалась в 32 миллиона рупий в то время, что сейчас составило бы 52,8 миллиарда рупий, или 827 миллионов долларов. "Сегодня можно сказать, что это бесценно," добавляет Джайн.
Шах Джахан назначил Устад Ахмада Лахори руководить командой архитекторов и ремесленников, которые проектировали Тадж-Махал. "Он был известный персидский архитектор," говорит Джайн. "Он представил модель Шах Джахану, который внес некоторые изменения и затем утвердил ее. Император поддерживал Лахори и время от времени проверял работу."
Принято считать, что название Тадж-Махал имеет персидское происхождение. "Тадж означает 'корона' и махал - 'дворец'," объясняет Джайн. "Это 'королевский дворец', потому что само здание похоже на дворец, а четыре минарета по углам выглядят как корона для здания. Настоящее имя здания было Рауза-э-Мунаввара, но позже оно стало известно как Тадж-Махал."
Комплекс Тадж-Махал включает мавзолей, основные ворота, мечеть из красного песчаника, джаваб (что переводится как "ответ" и выглядит точно так же, как мечеть), и сад. "Когда входишь через главные ворота, есть мечеть и идентичное здание, похожее на мечеть," описывает Джайн. "Настоящее имя второго здания было Мехман Хана, но когда англичане правили в Индии, они назвали его гостевым домом. Это здание просто поддерживает симметрию. Мечеть, мавзолей и гостевой дом находятся на одной линии. Спереди расположен красивый сад с водными фонтанами."
Для строительства мавзолея Тадж-Махал использовался белый мрамор, придающий ему светящееся, эффектное качество. "Мрамор был добыт в карьере в Макране, месте в Раджастане, примерно в 240 милях от Агры," уточняет Джайн. "В то время не было современного транспорта, поэтому мрамор доставляли на верблюжьих повозках и ослятых повозках."
Выбор Шах Джахана использовать белый мрамор также был символичным. "Суфизм, мистическое измерение ислама, является неотъемлемой частью индийского субконтинента," говорит Ризви. "Первые белые купола, которые мы видим, находятся на гробницах суфийских шейхов. То, что Шах Джахан делает, используя белый мрамор на этой гробнице, это сочетание его власти как короля с его властью как представителя ислама. Он был известен как набожный и религиозный."
Импортный белый мрамор мавзолея контрастирует с красным песчаником из близлежащего Фатехпур-Сикри, из которого состоят мечеть и гостевой дом. "Я думаю, что красивая часть архитектуры - это баланс красного песчаника, который местный, и сверкающего белого мрамора," выражает свое мнение Ризви.
Здание мавзолея, стоящее на 20-футовом высоком пьедестале, полностью симметрично. Каждая из его четырех почти идентичных сторон имеет пиштак, портал с углубленной аркой, и луковичную купол. Большой, центральный купол в форме лука увенчан финиалом, который был изначально золотым, но позже заменен на позолоченную бронзу.
Четыре минарета с маленькими куполами на вершине вырастают из скошенных углов пьедестала. "Обычно, вы не видите минаретов с прикрепленными к ним куполами," объясняет Ризви. "Мечеть на платформе, обращенная к Мекке, представляет важный духовный аспект комплекса. Таким образом, Тадж-Махал служит как гробницей, так и местом, куда бы вы пришли помолиться."
Ворота и гробница украшены каллиграфией. "От входных ворот до самого мавзолея комплекс покрыт стихами из Корана, почти как хореографированный каллиграфический рецитал," описывает Ризви. "Шах Джахан представил себя как благочестивого мусульманского правителя, в отличие от своего отца, который был известен своими пристрастиями."
Внутреннее убранство Тадж-Махала сильно отличается от внешнего. "Внутри все меняется, здесь мы видим роскошь," делится Ризви. "Наружная часть покрыта стихами из Корана и очень аскетична, в то время как внутренняя становится почти садоподобным пространством с разноцветной флорой и растительностью. Это очень традиционная структура гробницы с октогональным джали, или ограждением, вокруг нее, но это в деталях, что вы можете увидеть действительно интересные вещи."
Деталями, о которых говорит Ризви, являются не фрески или скульптуры, а сложная инкрустация. "С точки зрения декора, нет никакой живописи - использовались только полудрагоценные камни, инкрустированные в мрамор," говорит Джайн. "Возможно, они думали, что краска не будет долговечной, и поэтому ввели эту технику инкрустации, которая известна как пьетра дура по-итальянски и парчин кари на персидском языке. Использовались кораллы, малахит, карнеол, яшма и ляпис-лазурит." Эти драгоценные камни показывают, что Индия была самой богатой нацией в тот период.
Многие инкрустации изображают цветы. "Флористические мотивы показывают интерес моголов к натурализму," объясняет Ризви. "Они получали ботанические книги из Европы, принесенные португальцами и британскими послами и миссионерами, так что они были очень много в могольском словаре. Например, вы можете увидеть маки, которые очень реалистично изображены."
Перед мавзолеем находится 3200 квадратных футов чарбаг, также известный как могольский сад. Вдохновленный описаниями Рая в Коране, сад разделен на четыре квадранта двумя дорожками. "Идея подобна раю на земле," говорит Джайн. "Согласно Корану, перед домом Аллаха находится красивый сад с четырьмя реками - одна для охоты, одна для молока, одна для воды, одна для вина." Отражающий бассейн отражает образ Тадж-Махала.
Первоначально сад был диким и пышным, но был преобразован в более ухоженные, в стиле викторианского озелен
2025, 25.02