Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Кто такой Лю Цзякун? 10 фактов о лауреате Премии Притцкера по архитектуре 2025 года.

Лю Цзякун, лауреат премии Прицкера 2025 года, десятилетиями переопределял китайскую архитектуру, сочетая утопию с функциональностью и социальное взаимодействие с личной памятью. Его здания - это отражение повседневной жизни обычных людей, созданные с пониманием места, культуры и материальности. Отвергая стремление к зафиксированному архитектурному стилю, Цзякун верит в стратегию, а не в подписную эстетику, адаптируя каждый проект к его конкретному контексту и потребностям. Его работа интегрирует историю с современными городскими потребностями, коллективизм с индивидуальным опытом и плотность с открытостью, предлагая своевременные решения для вызовов стремительной урбанизации.
Подход Цзякун глубоко укоренен в китайской философии, здравом смысле и местном мастерстве, обеспечивая естественный рост архитектуры из окружающей среды, а не навязывание ей. Его здания отражают аутентичность, которая говорит как о прошлом, так и о настоящем, избегая грандиозных жестов в пользу пространств, которые способствуют взаимодействию, духовности и человеческому соединению.

Лю Цзякун открыл новый путь совместного проживания, где плотность больше не является антитезой открытости. Его дизайны принимают и укрепляют образ жизни своих пользователей, создавая здания, которые оживляются публикой. -- Алехандро Аравена, председатель жюри премии Прицкера 2025 года

1. Ранние Годы и Образование: От Искусства и Литературы до Архитектуры
Лю Цзякун родился в Чэнду, Китай, в 1956 году, и первоначально не собирался становиться архитектором. Его привлекала выразительнаясила искусства, и он хотел стать художником и писателем. Однако, считая, что архитектура тесно связана с рисованием, он поступил в Чунцинский институт архитектуры и строительства. После окончания в 1982 году он ненадолго работал в Чэндуской академии архитектурного дизайна, которую нашел "неприятной". Разочаровавшись в жесткой структуре профессии, он полностью покинул архитектуру, начав самоискательское путешествие, которое продлилось более десятилетия. В это время он жил в Тибете и Синьцзяне, где занимался медитацией, живописью и писательством, официально работая в Литературной академии писателем. Его художественные поиски привели к публикации нескольких произведений художественной литературы, укрепляя его убеждение, что творчество должно быть глубоко личным и связанным с человеческим опытом.
В 1993 году наступил переломный момент, когда Цзякун посетил архитектурную выставку, организованную бывшим одноклассником. Увидев эти проекты, он вновь зажгся страстью к построенной среде и решил дать архитектуре еще один шанс. В 1999 году он основал архитектурное бюро "Цзякун Архитектс" в своем родном городе Чэнду, отметив начало карьеры, которая получит международное признание за свою культурную глубину и социальную осознанность.

2. Архитектурная Философия: Стратегия над Стилем
Работы Лю Цзякун не определяются стилистическим повторением, а глубоким откликом на место, материалы и социальные потребности. Он считает, что архитектура должна естественно возникать из своего контекста, отвечая на местные традиции, климат и человеческое поведение, а не следовать глобальным трендам. Его дизайны отдают предпочтение здравому смыслу и мудрости перед жесткими теоретическими рамками, обеспечивая тем самым, чтобы его здания были функциональными, поэтическими и социально увлекательными. "Я всегда стремился быть как вода, проникающая в локальные среды и площадки, которые со временем затвердеют и превратятся в архитектуру", – поясняет Цзякун. Его подход под влиянием китайской философии и мысли Гайдеггера, в частности идеи о том, что архитектура должна вызывать ощущение поэзии и атмосферы, а не только выполнять практическую функцию.

3. Консультации с Местными Ремесленниками до Окончательного Дизайна
Одной из самых отличительных черт его процесса является сотрудничество с местными рабочими, обеспечивающее выполнимость его дизайнов и практичность, а также корни в местном мастерстве. Как он говорит: "Как только я понимаю, что могут сделать рабочие, тогда я могу спроектировать свое здание." Эта философия позволяет его работе сохранять честность и человеческое прикосновение, избегая ненужной сложности при принятии неточностей ручного строительства.

4. Приоритет Общественного Пространства в Плотных Городах
По мере того, как городские центры становятся все более плотными, Лю Цзякун оспаривает традиционный подход к зонированию, который разделяет жилые, коммерческие и общественные пространства на изолированные зоны. Вместо этого, он выступает за интегрированные среды, где различные функции гармонично сосуществуют, способствуя взаимодействию сообщества и доступности. Его проекты отдают предпочтение пешеходности, пространствам для сбора людей и общим ресурсам, обеспечивая, чтобы городская плотность не шла в ущерб жизнеспособности. Одним из наиболее заметных примеров такого подхода является комплекс Сицунь (Чэнду, 2015), пятиэтажный многопрофильный комплекс, который бросает вызов традиционной модели высотных зданий, доминирующей во многих китайских городах. Вместо жесткой структуры со строго определенными зонами, комплекс Сицунь функционирует как жидкое, взаимосвязанное пространство, где частные и общественные сферы интегрируются. Переосмыслив, как взаимодействуют частные и общественные пространства, Лю Цзякун представляет альтернативное видение устойчивого и социально ориентированного городского планирования, которое отдает предпочтение людям перед транспортом, взаимодействиям перед изоляцией и общим пространствам перед разделением.
Проект Западная Деревня Лю Цзякун представляет новую городскую типологию, которая размывает границы между архитектурой, общественным пространством и ландшафтом. Задуманный как "макси-двор", этот проект превращает целый городской квартал в многоуровневую социально живую среду, стремясь переосмыслить взаимодействие общественных и частных пространств в современных китайских городах. В отличие от традиционных высотных жилых комплексов, которые приоритет в индивидуальных жилых блоках над общественными пространствами, Западная Деревня разработана для поощрения социального взаимодействия и общих переживаний. Развитие включает в себя поднятые пешеходные дорожки, зеленые террасы и связанные дворы, предлагая множество визуальных связей и маршрутов движения. Интегрируя в одну архитектурную структуру парки, спортивные объекты, торговые пространства и культурные площадки, Цзякун вновь вводит концепцию общественного проживания в современную городскую среду.

5. Переосмысление Китайской Архитектуры
Лю Цзякун черпает вдохновение из традиционной китайской архитектуры, но переосмысливает ее таким образом, чтобы она казалась одновременно инновационной и глубоко укорененной в культурной памяти. Например, Музей золотого кирпича Императорской печи Сучжоу (2016) не копирует структуры древних павильонов, но переосмысливает их пространственные качества, используя современные материалы для создания ощущения открытости, прозрачности и исторической непрерывности. Похожим образом, Музей искусства каменной скульптуры Люеюйюань (2002) сочетает современный дизайн музея с философией традиционных китайских садов. Здесь дворики, тропинки и водные объекты создают жидкое взаимодействие между архитектурой и природой, усиливая китайский принцип гармонии между человеческой и естественной средами. Способность Цзякун уважать традицию без ностальгии выделяет его. Он не заинтересован в воссоздании прошлого, а скорее в извлечении его мудрости и применении ее таким образом, чтобы оставаться актуальным в современном обществе.

6. Пионерское Использование "Реанимационных Кирпичей" После Землетрясения 2008 Года
После землетрясения в Сычуани в 2008 году, которое привело к разрушению обширных регионов Китая, Лю Цзякун ответил, выступив с новаторским методом переработки обломков в новые строительные материалы. Этот метод, которому он дал название "реанимационные кирпичи", позволил сообществам восстанавливать свои разрушенные дома, превращая катастрофу в устойчивость. Одним из самых мощных применений этого метода стал Мемориал Ху Хуишань (Чэнду, 2009), небольшая, но глубоко значимая структура, посвященная 15-летней девушке, погибшей во время землетрясения. Использование Цзякуном "реанимационных кирпичей" простирается за пределы только поствулканного восстановления. Он интегрировал эти переработанные материалы и в другие проекты, такие как кампус Новартис Шанхай, музей Шуй Цзинфан и комплекс Сицунь, убедившись, что наследие землетрясения не было стерто, а скорее вживлено в новую архитектуру.

7. Балансировка Между Историей и Инновацией
Архитектура Лю Цзякун часто вступает в диалог между прошлым и настоящим. Ключевым примером

Дата:

2025, 04.03

другие новости