Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Лю Цзякун и переосмысление традиций в китайской архитектуре

Мир наблюдает за развитием Китая с смесью восхищения, любопытства и опасений. Начиная с масштабных инфраструктурных проектов, таких как гидроэлектрические станции и современная сеть скоростных железных дорог, и заканчивая возникновением новых городов, построенных с нуля, страна демонстрирует амбициозную стратегию роста и впечатляющую способность к реализации. Однако этот быстрый прогресс также приносит значительные вызовы и яркие контрасты. С одной стороны, модернизация утверждает себя в футуристических небоскрёбах и передовых технологиях; с другой стороны, остро стоит задача сохранения богатого культурного и исторического наследия страны, отражённого в древних храмах, императорских дворцах и исторических городах.

Быстрый рост городов также повлек за собой проблемы, такие как перенаселение, экологическое загрязнение, увеличение социального неравенства и потеря сельскохозяйственных земель. Масштабная урбанизация привела к исчезновению традиционных деревень, экологической деградации и унификации архитектуры и образов жизни во многих китайских городах. В данном контексте особенно выделяется Лю Цзякун, удостоенный Прицкеровской премии 2025 года, который известен своим тонким, но в то же время глубоко преобразующим архитектурным подходом. Его работы отвечают на эти и другие вызовы китайского общества, ценя традиционные материалы и техники, а также создание общественных пространств.

Его проекты сочетают традиционные китайские техники с современными материалами, в результате чего получаются здания, которые инновационные, устойчивые и глубоко укоренённые в своём контексте. Он часто использует местные материалы, такие как утрамбованная земля, кирпич и дерево, укрепляя связь своих конструкций с региональными строительными традициями. Такой подход не только сохраняет культурное продолжение, но и позволяет его зданиям гармонично вписываться в окружающую среду.

Более того, работая с материалами, знакомыми местным ремесленникам и строителям, Цзякун повышает выполнимость и эффективность строительных процессов. Жюри Прицкеровской премии особо отметило его «почтение культуры, истории и природе», подчеркивая его способность создавать здания, которые укрепляют сообщества, уважая исторические и природные контексты. Эта чуткость видна в проекте «Западная деревня» — многофункциональном комплексе в Чэнду, который превращает городской квартал в живое общественное пространство, объединяющее жильё, коммерцию и открытые зоны вокруг центрального двора. Материальность проекта отражает философию Цзякуна: основная конструкция выполнена из открытого бетона, обеспечивая долговечность и выразительный характер, в то время как элементы из кирпича и дерева устанавливают визуальную и тактильную связь с традиционной китайской архитектурой. Большие стеклянные панели создают непрерывность между внутренними и внешними пространствами, способствуя прозрачности и пространственной текучести. Кроме того, тщательно интегрированное ландшафтное оформление усиливает концепцию коллективного пространства, превращая двор в активную точку встречи для сообщества.

Цзякун также часто устанавливает диалог между природными и промышленными материалами, создавая тонкое взаимодействие между традицией и модерном. Вместо того чтобы полагаться на чрезмерное украшение, его минималистичные композиции подчеркивают врождённую красоту материалов, позволяя сохранять их целостность видимой. Это уважение к материалам приводит к созданию конструкций, которые красиво стареют и требуют минимального обслуживания, отражая его устойчивый и бесконечный архитектурный подход.

Его приверженность устойчивости простирается до повторного использования материалов, включая переработанное дерево, кирпичи и промышленные элементы для снижения воздействия на окружающую среду. Ярким примером этого подхода являются кирпичи «Rebirth Bricks», разработанные после землетрясения в Сычуане в 2008 году. Вместо того чтобы выбрасывать обломки разрушенных зданий, Цзякун превратил их в новый строительный материал, придав им новую жизнь и смысл.

Процесс включал сбор и измельчение щебня, который затем смешивался с волокнами пшеничной соломы и цементом для создания прочного композита. После формования и отверждения такие кирпичи использовались в различных проектах, таких как Музей Шуй Цзин Фан в Чэнду и Кампус Novartis в Шанхае. Более чем просто технически эффективное решение, эти кирпичи символизируют способность архитектуры реконструировать не только физические пространства, но и память и идентичность сообщества, становясь эмблемой устойчивости и преемственности в архитектуре.

Использование традиционных материалов и строительных техник отражает философию Цзякуна создания архитектуры, которая глубоко укоренена в своем окружении и повседневной жизни, в то же время делая смелые и выразительные заявления. В своем официальном заявлении по случаю получения Прицкеровской премии, который подводит итог его подходу к дизайну: адаптивный, уважительный и profundно отзывчивый к окружающей среде. В отличие от архитекторов, которые навязывают свое видение независимо от контекста, Цзякун позволяет месту информировать и формировать его архитектуру, обеспечивая естественное продолжение его зданий в их окружении:
Я всегда стремился быть как вода - проникать в место без навязывания определенной формы, просачиваться в локальную среду и ее сущность. Со временем вода постепенно затвердевает, превращаясь в архитектуру и, возможно, даже в высшую форму человеческого духовного творения. Тем не менее, она все еще сохраняет все качества того места, как хорошие, так и плохие.

Работы Лю Цзякуна демонстрируют, что архитектурное новаторство не требует полного разрыва с традициями. Напротив, его здания доказывают, что прошлое может быть ценным ресурсом для будущего, предлагая решения, глубоко укоренившиеся в культурном и экологическом контекстах. Его работа балансирует между традициями и модерном, прагматизмом и экспериментированием, всегда с чувствительным и осознанным подходом. Интегрируя традиционные техники, переработанные материалы и сильное чувство места, Цзякун создает архитектуру, которая не только выделяется визуально, но и оказывает значительное социальное и экологическое воздействие. Его наследие задает важный прецедент: устойчивость - это не только о новых технологиях, но и о уважении и адаптации местных знаний.

В эпоху быстрой урбанизации и экологических кризисов архитектура Цзякуна служит образцом будущего, в котором здания не просто объекты, а жизненно важные и интегрированные части своих сообществ. Его работа напоминает нам, что самая долговечная архитектура не обязательно самая технологически продвинутая, но та, которая понимает и принимает суть своего места и людей. Мы приглашаем вас ознакомиться с обширным освещением Прицкеровской премии на ArchDaily.

Дата:

2025, 11.03

другие новости