Собор Нотр-Дам вновь открылся 7 декабря 2024 года, впервые принимая посетителей после пожара 2019 года. Восстановление собора Нотр-Дам было огромным проектом под руководством главного архитектора Филиппа Вильнёва при участии Реми Фромона и Паскаля Прюне. В проекте участвовали примерно 2000 мастеров, 250 компаний и было потрачено около 900 миллионов долларов, что демонстрирует огромные масштабы и сложность работ, проведенных в короткие сроки. Несмотря на важный этап открытия до конца года, работы по восстановлению еще не завершены и планируется их продолжение до 2026 года.
Укрепление структуры
Потушить пламя в апреле 2029 года удалось более чем за пять часов. После того, как аварийные службы смогли войти в собор, стало ясно, насколько близко здание подошло к разрушению, хотя колокольни, витражи в форме розы и бесценные произведения искусства остались почти неповрежденными. Немедленный приоритет состоял в стабилизации оставшейся структуры, предотвращении дальнейшего разрушения и удалении завалов. Это включало многоэтапный подход, растянувшийся более чем на два года. Первоначальные экстренные меры охватывали эвакуацию 1300 произведений искусства и расчистку обширных завалов. Был создан временный «зонтик» для замены обрушившихся секций крыши.
Критические усилия по стабилизации структуры были сосредоточены на укреплении сводов и опорных арок, за которыми последовал демонтаж спутанного и поврежденного строительных лесов, вес которых в 220 тонн сейчас угрожал тонким стенам собора. Для очистки завалов, разрушенных камней и обгоревших балок были задействованы дистанционно управляемые роботы, но все фрагменты структуры тщательно сортировались и классифицировались по их археологической и научной ценности.
Датчики были установлены по всему памятнику, чтобы регистрировать любые изменения в структуре, в то время как деревянные арки были установлены для поддержки опорных арок, пока оценивалось их состояние. Внутренние строительные леса высотой более 80 футов были воздвигнуты для доступа и дальнейшего укрепления. Наконец, укрепление центрального перекрестия ознаменовало завершение этого начального этапа, позволяя начать полномасштабное восстановление, и две часовни даже прошли предварительное восстановление в это время.
Восстановление шпиля и крыши
Первоначальная крыша Нотр-Дама представляла собой сложно сконструированную сеть из массивных дубовых балок, которая получила название «лес». Чтобы восстановить эту знаковую структуру, был объявлен национальный конкурс, объединивший сообщества и вызвавший беспрецедентную щедрость. От частных граждан до государственных лесов дерево для этого монументального проекта поступало как свидетельство общего национального наследия. Список необходимых деревянных деталей был составлен на основе планов Виолле-ле-Дюка; многие бревна должны были быть идеально прямыми, длиной более 20 метров и диаметром 50 сантиметров. После предварительного отбора тысяча выбранных дубов была срублена в марте 2021 года.
Это открыло сцену для одной из самых впечатляющих частей восстановления: реконструкции дубовых каркасов и свинцовой кровли нефа, хора и трансепта Нотр-Дама. Процесс учитывает оригинальные дизайны шпиля и основного чердака, построенных между 1859 и 1864 годами Виолле-ле-Дюком, а также структуры 13-го века нефа и хора, также уничтоженные в пожаре.
Плотники, используя традиционные методы разметки, создают каркас шпиля из предварительно подобранного дуба, проводя тестирование сборок перед установкой. Открытые части шпиля и игла будут покрыты свинцом, украшены декоративными элементами и увенчаны крестом и петухом. В то же время каркасы нефа и хора восстанавливаются с использованием техник 13-го века, включая создание систем скобяных балок из квадратных дубовых брусьев, в конечном итоге покрытых свинцовой листовой кровлей. Завершенные структуры станут яркими символами восстановления собора.
Восстановление собора Нотр-Дам значительно продвинулось в начале 2024 года с завершением основных кровельных конструкций. Каркас хора размером 32 м х 14 м х 10 м был завершен в январе, за ним последовала установка последнего ферменого соединения для кровли нефа в марте. Реконструкция знакового шпиля, разработанного архитектором Виолле-ле-Дюком, и всей крыши является важной текущей фазой, так как полное восстановление церкви ожидается в 2026 году.
Восстановление сводов и каменной кладки
Помимо леса из дубовых деревьев, для восстановления потребовалось 1300 кубических метров известняка, соответствующего оригинальному камню «белых парижских берегов». Геологические изыскания помогли найти подходящие карьеры, обеспечивающие как твердый, так и более мягкий камень для различных структурных и декоративных элементов. Специализированный процесс добычи, включая точную резку и строгий контроль качества, гарантировал высочайшее качество материалов.
Так как каменная кладка пострадала от огня и воды, необходим был процесс десалинизации, который использовал компрессы из каолина и глины для удаления солей из кладки. Обрушившиеся своды были реконструированы с использованием оригинальных методов: деревянные подкосы поддерживали новоуложенные камни, точно воспроизводя оригинальные формы. Свод перекрестия трансепта, ключевой элемент, требовал сложного процесса использования временных деревянных арок для поддержки каменных вогнутых строительных элементов до окончательного завершения. Поврежденные монолитные стены и махрабия были отремонтированы или заменены точно подогнанными новыми камнями. Чрезвычайно поврежденные крышные камни на трансепте также были сняты и заменены, в то время как статуи были восстановлены на месте.
Консервация витражей, скульптур и артефактов
Горгульи и химеры Нотр-Дама – это сразу узнаваемые, гротескные фигуры, украшающие внешнюю часть собора. Представляя смесь религиозной и светской символики, они отражают средневековые убеждения и художественные стили. Хотя "химеры" представляют собой исключительно декоративные элементы, "горгульи" имеют функциональное назначение, действуя как водосбросы, отводящие воду от стен и основания собора. Во время пожара несколько этих скульптур получили повреждения, поэтому у подножия собора была установлена специализированная мастерская, где скульпторы оценивали повреждения. В зависимости от их состояния, некоторые элементы были полностью переваяны, а другим просто нужно было воссоздать потерянные черты и прикрепить их к оригинальной скульптуре с помощью стержня. Кроме того, огромный Большой орган, хотя и не пострадал от огня, требовал разборки для очистки.
Еще одной характерной особенностью собора являются его витражи, датируемые 13 и 19 веками. Некоторые из этих окон были демонтированы до пожара 2019 года для восстановления. Остальные окна, некоторые из которых пострадали от дыма, также были демонтированы, задокументированы, очищены и сохранены специализированными мастерскими перед повторной установкой.
В результате спорного решения французский президент Макрон запустил план по замене витражей 19-го века в соборе Нотр-Дам современными дизайнами, несмотря на то, что окна не были повреждены во время пожара. Хотя окна и не являются оригинальными, их замена вызывает воспоминания о прошлых спорах по поводу установки современных окон в 1930-х годах, подчеркивающих постоянное напряжение между сохранением и художественным новаторством. Проект продолжается, несмотря на значительное сопротивление.
Восстановление интерьеров
Реставрация интерьера собора Нотр-Дам включала устранение ущерба от пожара и столетий скопившейся грязи. Первоначальное очищение помогло удалить свинцовую пыль с обрушившихся сводов с помощью специализированных пылесосов. Затем с помощью нанесения и удаления латекса были очищены внутренние стены собора, благодаря чему был обнаружен оригинальный цвет камня. Эта техника, которая ранее использовалась в соборе святого Павла, тогда и сейчас вызывает опасения относительно потенциальных повреждений и создания "искусственного цвета" и аисторического вида. В то время как орган по реставрации уверяет, что цель состоит в том, чтобы восстановить оригинальные цвета, а не создать белый интерьер, критики выражают опасения относительно приоритетности чистоты над исторической достоверностью. Дебаты подчеркивают внутреннее напряжение между современными методами реставрации и сохранением исторического патины памятника.
Трагические события апреля 2019 года привели к воссозданию процесса, который формировал архитектурную историю Европы в течение сотен лет: стройплощадку кафедрального собора, где рабочие и ремесленники из разных округов и стран собираются для общей цели. Вместо того чтобы полагаться на одного подрядчика для амбициозных работ, французская администрация привлекла более 250 предприятий, небольших мастерских и узких специалистов. Это стало редкой возможностью использовать и продемонстрировать разнообразные навыки, некоторые из которых находятся на грани исчезновения. Все это собралось на небольшом острове Иль-де-ла-Сите в центре Парижа, на строительной площадке, где в разгар работ ежедневно находилось более 600 рабочих, сложная хореография, позволившая
2024, 12.12