На протяжении послевоенного XX века страны Глобального Юга ощутили значительное влияние иностранных архитекторов, которых часто приглашали местные правительства, чтобы внести свой опыт и визионерское мышление. Стремясь к символу модерности, здания, спроектированные "звездными архитекторами", повышали имидж наций. Десятилетия спустя, по мере развития местных отраслей, желание привлекать иностранные таланты продолжает существовать. Является ли это естественным результатом глобализации, или постоянное присутствие международных архитекторов на Глобальном Юге - это постоянная зависимость?
Исторические прецеденты показывают примеры, когда правительства обращались к иностранным архитекторам для разработки проектов, приглашая их спроектировать самые известные сооружения своих стран. Западные архитекторы часто получали заказы на проектирование масштабных проектов на Глобальном Юге, особенно в постколониальных странах, которые стремились заявить о своих новых идентичностях через архитектуру. Это явление привносило новые практики и архитектурные стили в страны, которые в противном случае ориентировались на местные формы выражения. Альтернативные материалы также нашли свой путь в местные практики, поскольку они усваивали архитектурный словарь из других стран.
В этих случаях роль местных талантов была сведена к образовательной - по контексту, климату и культуре. Вместо того чтобы руководить архитектурным дизайном, региональные практики часто могли действовать как коллабораторы, хотя и под большой видением иностранного архитектора. Хотя партнерство позволяло определенной степени регионального влияния, эти амбициозные проекты часто укрепляли восприятие, что архитектурное превосходство связано с внешними знаниями.
В Ираке стремление стереть следы британского колониализма и использовать доходы от нефти для развития проектов создали условия для вдохновленного Баухаусом возрождения. Политическая нестабильность и смены режимов отметили эту эпоху, однако архитекторы вроде Вальтера Гропиуса были привлечены для проектирования учреждений, таких как университеты, символизировавшие сообщество и модерн. Несмотря на беспорядки, сотрудничество между иностранными и местными архитекторами, такими как Махдлум и Мунир, привело к слиянию западного модернизма с элементами Ближнего Востока. Дизайн включал в себя местные строительные практики, такие как затененные пространства, водные элементы для охлаждения и стратегическую ориентацию здания.
Другие примеры включают Аргентину, где отца модернизма Ле Корбюзье пригласили представить планы градостроительного развития для городов и зданий культурного значения. Влияние швейцарско-французского архитектора не ограничивалось его собственными проектами, но также распространялось через его идеи, которыми он делился с новым поколением местных архитекторов. Архитекторы, такие как Хуан Курчан и Хорхе Феррари Хардой, коллеги Ле Корбюзье по проектам Южной Америки, оказались полезными в адаптации модернистских концепций к региональным требованиям.
Не все страны Глобального Юга следовали тенденции восхищения зарубежными архитекторами. В отличие от Аргентины, Бразилия стала свидетелем модернистского движения, в первую очередь за счет местных талантов. Оскар Нимейер вместе с Лусиу Костой и другими бразильскими архитекторами создали отличительно бразильский модернизм, который отвечал культуре и стремлениям страны. Разработка Бразилии в конце 1950-х как заранее спланированной столицы была воплощением доморощенного видения. Инвестиции в местных архитекторов, а не иностранных специалистов, установили Бразилию как архитектурного инноватора, а не принимающего внешние идеи.
Хотя международные архитекторы на Глобальном Юге способствовали успеху крупномасштабных проектов и профессиональному развитию местной архитектурной практики и дискурса, их постоянное влияние вызывает вопросы о продолжающейся зависимости. Сегодня множество мировых известных фирм, таких как Foster + Partners Нормана Фостера, OMA Рема Колхаса, Gensler и Skidmore, Owings & Merrill (SOM), устраивают практики по всему региону в странах, таких как Бразилия, Нигерия, Индия, Китай и Объединенные Арабские Эмираты.
Во Вьетнаме множество международных архитекторов находят возможности в крупных градостроительских проектах. Поскольку они не требуют сотрудничества с лицензированными местными архитекторами, эти проекты более доступны для западных фирм и позволяют им расширять свою базу проектов за пределами сложных рынков в Соединенных Штатах и Европе. Например, HOK участвовала в проектировании разработки площадью 27 акров в Хошимине, заказанной телекоммуникационной и недвижимой компанией Sacom. Аналогично, SOM работала над несколькими проектами генерального плана во Вьетнаме, включая амбициозный Green Tech City в Ханое, интегрирующий принципы устойчивого градостроительства с пейзажами, устойчивыми к наводнениям.
Расширяющееся присутствие иностранных архитекторов во Вьетнаме обусловлено не только желанием ассоциироваться с глобальными архитектурными тенденциями. Настоящие мотивы за притоком связаны с экономическими факторами, в частности поиском новых рынков международными фирмами. Поскольку американская и европейская индустрии сталкиваются со стагнацией и неопределенностью, международные практики ищут новые экономики и свежие возможности. Эти проекты предлагают шанс разнообразить портфолио и проникнуть на развивающийся рынок, который более открыт для влияния "звездных архитекторов".
Эффекты глобализации в этом сценарии вызывают беспокойство по поводу долгосрочных последствий на местную архитектурную экономику и региональные практики. Когда международные фирмы доминируют на рынках Глобального Юга, особенно в высокопрофильных проектах или при отсутствии местного сотрудничества, проекты рискуют отрыва от их социокультурных контекстов. Эта динамика может создать чувство зависимости, в котором профессионалы страны оттеснены на второстепенные роли, вместо того, чтобы быть уполномоченными как лидеры в определении собственных архитектурных судеб.
Архитектура, как и множество профессий, постепенно стала более интернационализированной, с знаниями и экспертизой, свободно пересекающими границы. Хотя профессия и укоренена по местности, успех проектов, спроектированных "звездными архитекторами" из других наций, предполагает сопоставимое учитывание местных и международных талантов. Вопрос остается, способствуют ли эти сотрудничества или препятствуют региональному архитектурному развитию.
Хотя международные архитекторы приносят ценный опыт и глобальные перспективы, их доминирование может затмить местный талант, продолжая рассказы, которые прославляют западные архитектурные подходы. Экономические факторы, такие как ограниченная местная экспертиза, нехватка ресурсов или недостаточное обучение в передовых строительных техниках, часто делают иностранных архитекторов по умолчанию, особенно для высокопрофильных проектов. В некоторых странах приглашение международных фирм воспринимается не только как способ обеспечить качество, но также как средство демонстрации глобального участия и модерности.
Является ли продолжающаяся зависимость от зарубежных архитекторов результатом отсутствия уверенности в местных архитектурных талантах? Могла бы модель сотрудничества, как видно из примеров из прошлого, служить катализатором более сильной местной архитектурной сцены через передачу знаний? Вопрос о том, нужны ли еще иностранные архитекторы на Глобальном Юге, сложен. Глобализация облегчила распространение инноваций в отрасли. Зависимость от не местных архитекторов все еще можно рассматривать как отражение исторических силовых динамик и экономической необходимости. В конечном итоге, дорога к архитектурной практике на Глобальном Юге может найти успех в гибридной модели, принимающей как международное сотрудничество, так и местный опыт, пока что.
2025, 20.03