Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image
Slider Image

Архитектурная променада: как модернистский концепт продолжает вдохновлять современную архитектуру

В архитектуре модернизма возникла ключевая стратегия дизайна - "променад архитектуральный", воплощающая принципы функциональности, эстетики и интеграции с городским контекстом. Иконические проекты Ле Корбюзье, такие как Вилла Ла Рош (1925) и Вилла Савуа (1929), демонстрируют эту идею, направляя посетителей по восходящему пути, который завершается в саду на крыше - пространстве, где здание и природа взаимодействуют без швов. Спустя век, это понятие остается влиятельным, продолжая формировать современные дизайны, исследующие взаимосвязь между движением и пространством в различных архитектурных типологиях, включая дома, музеи, библиотеки и парки.

Фокус Ле Корбюзье на взаимоотношениях времени и архитектуры привел его к созданию термина "променад архитектуральный", относящегося к опыту движения по построенному пространству. Цель заключалась в том, чтобы пользователи взаимодействовали с архитектурой посредством путешествия, предлагающего множество перспектив и подчеркивающего все архитектурные элементы, как если бы следовали инструкциям для понимания работы. Променад начинается у входа в здание и разворачивается как путь, который должен быть пережит телом, постепенно раскрывая архитектурное богатство структуры. Этот подход способствует динамическому и сенсорному пространственному опыту, где полное воздействие путешествия превосходит сумму отдельных восприятий, сформированных изолированными элементами здания.
"Архитектура проходится, ее пересекают, и она не является, как предлагают некоторые принципы, чисто графической иллюзией, организованной вокруг абстрактного центрального пункта, где должен находиться человек - химерический человек - снабженный мушиным глазом, зрение которого было бы круговым." - Ле Корбюзье, 1961 год

На практике Вилла Савуа демонстрирует применение "променада архитектурального" с ее центральной рампой, символизирующей плавный, непрерывный вертикальный переход, соединяющий три уровня дома. Этот дизайн не только уменьшает физические усилия, но и приносит ощущение линейности в путешествие, направляя тело по горизонтальной и вертикальной осям. Рампа, состоящая из двух зеркальных противоположных секций, создает циклическое движение, позволяя посетителям вернуться в начальную точку на более высоком уровне, предлагая новые перспективы и точки зрения. Эта стратегия была позднее расширена, когда Ле Корбюзье включил ее в крупные общественные проекты, такие как здание Центросоюза (1936) в Москве, где есть спиральные рампы. Таким образом, Ле Корбюзье усилил свою смелую и в то время спорную точку зрения: «Архитектура - это циркуляция».

Подчеркивая время и движение в архитектуре, Ле Корбюзье представил новую перспективу для зрителя, поощряя активное взаимодействие между индивидуумом и пространством. Этот подход не только усиливает сенсорный и эмоциональный опыт, но и стимулирует творчество, позволяя пользователям интерпретировать и создавать собственные путешествия в архитектурном нарративе.

Почти век спустя после создания концепции, ее основные характеристики продолжают формировать проекты самого разного масштаба, часто под разными названиями, но всегда сохраняя их суть. Этот подход служит фундаментальной композиционной структурой, очевидной в последовательности пространств, которая направляет пользователя по увлекательному пути; и в бесшовной интеграции интерьера и экстерьера через широкие открытия, террасы и переходные зоны, создающие визуальную и физическую непрерывность между построенным пространством и окружающим ландшафтом; в рампах и лестницах, которые не только облегчают движение, но и предлагают разнообразные точки зрения и взаимодействия с пространством; и в тщательно организованном естественном свете, который направляет движение, подчеркивает архитектурные особенности и создает уникальные атмосферы на протяжении всего пути.

Связь между современной и современной архитектурой через призму "променада архитектурального" естественно провоцирует сравнения между Виллой Савуа и классической Каса Бордо, завершенной в 1998 году Ремом Колхасом. Основной точкой сравнения является общий акцент на вертикальной циркуляции как центральном элементе дизайна. Однако, в то время как Вилла Савуа предлагает непрерывное путешествие для пользователя, Колхас подрывает рациональный подход к строительству модерниста в Каса Бордо, представляя лифт в качестве механизированной структуры, определяющей вертикальный путь. Этот сдвиг не только располагает восприятия, но и делает опыт доступным для владельца с ограниченными возможностями, расширяя диапазон взаимодействия с пространством.

Концепция "променада архитектурального", широко используемая для создания архитектурного нарратива, также присутствует в современных жилых проектах, таких как EA Residence от Jacobsen Arquitetura. В этом дизайне концепция создает опыт, бесшовно интегрирующий построенные и природные ландшафты, направляющий пользователя по пути движения. Подобно этому, Casa Canal от Studio MK27 - Marcio Kogan + Lair Reis возрождает эту идею с извилистой рампой, приглашающей к трехмерной прогулке и предлагающей сюрпризы по мере восхождения пользователя - концепция, тесно отражающая дизайн Виллы Савуа.
"В этом доме [Вилла Савуа] у нас есть настоящий променад архитектуральный, постоянно предлагающий разнообразные, неожиданные и иногда удивительные аспекты. Это интересно достигать такого разнообразия, когда, например, с точки зрения строительства, у нас есть схема колонн и балок абсолютной строгости... Это через движение... что человек воспринимает порядки архитектуры, развертывающиеся в пространстве." - Ле Корбюзье, 1995 год

Помимо жилых зданий, концепция также применяется в более крупных культурных и образовательных проектах. Заметным примером является Международная школа общины в Багдаде, где основной путь циркуляции - это променад архитектуральный. Этот увлекательный маршрут начинается с амфитеатра на уровне земли и извилисто проходит через различные зоны школы, завершаясь на теннисном корте на крыше. Здесь променад не просто для передвижения, но служит экспериментальным путем, активирующим разнообразные функции пространства.

В музеях концепция расширяется дальше на хореографированные посещения, поощряющие непрерывное движение, ведущее к открытию ключевых архитектурных элементов. MAXXI Museum от Zaha Hadid Architects (2009), Casa da Música от OMA (2005) и музей Соумая в Мехико (2011) - все это примеры того, где променад архитектуральный используется для направления посетителей по вертикальным и горизонтальным путям, постепенно раскрывая структуру здания, предлагая новые перспективы на каждом повороте.

Концепция также применяется в парках и общественных пространствах, таких как Тайяньский Ботанический сад, где концентрические круги создают променад, отражающий идею одомашненного природного ландшафта.

В этих разнообразных применениях променад архитектуральный не только остается функциональным принципом, но и адаптировался к требованиям устойчивой и инклюзивной архитектуры. Современные проекты используют концепцию для создания доступных путей для всех, интегрируя городские и природные ландшафты, решая при этом как экологические, так и социальные проблемы. По мере того, как пространственный опыт продолжает развиваться, променад архитектуральный остается важной референцией, показывая, как движение и восприятие могут углубить наше взаимодействие с архитектурой. Даже в сегодняшнем контексте наследие модерниста Ле Корбюзье живет, адаптируясь к вызовам и возможностям 21 века.

Дата:

2025, 22.01

другие новости